Четырнадцатилетний академик

опубликовано в номере №438, август 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

В сумрачной пустынной зале старинной музыкальной Академии в Болонье собрались самые знаменитые учёные музыканты Италии. За круглым столом, покрытым красным сукном, сидели люди, которых знала вся музыкальная Европа XVIII века. Заседание Болонской коллегии открыл престарелый падре Мартини, мнение которого в оценках музыкантов всегда считалось неоспоримым.

В зале стояла торжественная тишина. - Пусть войдут почтенные сеньоры, - сказал падре Мартини служителю.

Открылась боковая дверь, и в тёмную, холодную залу с низкими и мрачными сводами вошли двое. Все взгляды сразу устремились на одного из них - на мальчика, шедшего легко и почти беззаботно к столу, за которым сидели строгие и взыскательные судьи музыки. Это был четырнадцатилетний Вольфганг Моцарт, «музыкальное чудо» XVIII столетия, юный чародей, как его называли тогда.

Рядом с ним шёл его отец Леопольд Моцарт, бледный и необычайно взволнованный перед лицом такого авторитетного и высокого собрания. Он понимал, что сейчас должно решиться многое. Вот уже несколько лет по всем европейским странам гремит слава юного Моцарта, волшебное искусство которого уже видели Вена, Париж, Лондон и другие города. Но рядом с этой славой юного гения рос хор зависти, сомнения, неверия в непостижимое музыкальное чудо. Всё чаще стали раздаваться голоса, что вся эта необычайная одарённость мальчика - одно шарлатанство, что музыку за него пишет отец, а музыкальные способности Вольфганга сильно преувеличены. Подобные сомнения не были чужды и многим членам самой Болонской академии.

И вот сейчас Болонская академия должна была сказать своё веское слово.

Четырнадцатилетнему композитору вручили пакет, запечатанный семью печатями, и объяснили, что в конверте находится тема для фуги, которую из присутствующих никто не знает.

- Разработайте её письменно и за клавесином, - объяснил Моцарту Мартини. - На это вам даётся шесть часов - время, вполне достаточное для хорошего музыканта.

Вслед за этим мальчика отвели одного в специальную комнату для испытуемых, а отца Моцарта предусмотрительно удалили в зал ожидания. Члены учёной коллегии приготовились терпеливо ждать положенного времени. Каково же было всеобщее удивление, когда не больше чем через полчаса в зал вбежал взволнованный служитель и заявил, что мальчик стучит в дверь и требует, чтобы его выпустили, так как у него всё готово. В зале поднялся шум.

- Это невозможно, - раздались голоса. - Даже опытный музыкант не может так быстро разработать тему. Мальчик, вероятно, не понял задачи.

Вольфганга привели в зал и взяли из его рук исписанный лист. Через несколько минут растроганный Мартини обнимал мальчика и в присутствии отца приветствовал его как нового и самого юного члена Болонской академии.

- То, что ты сделал в полчаса, - объяснил восхищённый Мартини, - не мог бы сделать ни один из нас, учёных и знаменитых музыкантов, в течение нескольких часов. Мы склоняем свои головы перед твоим гением, так как ты превзошёл нас...

Так в четырнадцать лет гениальный Моцарт стал академиком.

Триумф, выпавший Моцарту в юности, ни с чем несравним. Первый свой концерт для клавесина Моцарт написал в таком возрасте, что не мог ещё исполнить его сам. Юному автору концерта не было и 5 лет, и руки его не доставали до клавиш. За него играла его сестра Наннерль, отличавшаяся также большой музыкальностью. Когда мальчику исполнилось шесть лет, а девочке десять, Леопольд Моцарт повёз своих детей в Брюссель, Вену, Париж, где они давали свои концерты, выбывавшие всеобщее изумление и восторг. Один из таких концертов состоялся во дворце Людовика XV в присутствии короля и королевы. Затем последовала такая же триумфальная поездка юных Моцартов в Англию. Послушав их концерт, один из современников воскликнул:

«Если эти дети не умрут, - из-за них будут спорить все монархи!»

С поразительной быстротой писал Моцарт музыку. В семнадцатилетнем возрасте в его творческом багаже было уже 30 симфоний, 7 опер, 23 скрипичных сонаты, 8 квартетов и квинтетов, 8 месс и множество других музыкальных произведений. Всё это было плодами не только его блестящего гения, но и упорного, напряжённого труда.

С одной из поездок по Европе в юношеские годы связана первая любовь Моцарта.

В конце 1777 года Моцарт приехал в Мангейм. Он встретил здесь Алоизию Вебер - дочь бедного переписчика нот Алоизий было в то время всего пятнадцать лет. Это была красивая девушка, из которой позднее вышла талантливая певица. Моцарт влюбился в девушку. Алоизия отвечала ему взаимностью. Неизвестно, чем бы кончились эти отношения, но Моцарт был вынужден скоро покинуть Мангейм. Когда же он снова встретился с ней спустя некоторое время, молодая девушка стала уже знаменитой артисткой и едва удостоила его вниманием. Оскорблённый композитор тут же порвал с ней.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены