Календарь «Смены»

опубликовано в номере №438, август 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сентябрь

Блестящая актриса

Бюрократизм и рутина разлагали некогда славный Александрийский театр. Уходили в далёкое прошлое Яковлев и Каратыгин, Асенкова и Семёнова. В репертуаре процветала «драматургия» Александрова и Шпажинского, Евтихия Карпова и Виктора Крылова. Театр влачил жалкое существование.

В это безвременье на сцену театра пришла Савина. Актриса, испытавшая всю тяжесть скитании на провинциальной сцене, она стала играть выдающуюся роль в жизни Александринки. Пленительная внешность, очаровательная грация и внутреннее благородство помогли явившейся из театральной глуши актрисе завоевать исключительную любовь и прочный успех у публики.

Сорок лет Александрийский театр жил «под влиянием» Савиной. Бывший директор императорских театров Теляковский вспоминал, что он был «только фиктивным директором, а Савина – настоящим, значительно более опытным, с сильной волей и твердым характером», отлично научившим вкусы столичною зрителя. Ведущая актриса государственной сцены, создавшая, замечательную галерею сценических образов женщин всех слоев общества, она умела внушать всем, что Александрийский театр - это Савина и что Савина - это Александрийский театр.

Такой в памяти многих сохранилась блестящая актриса, скончавшаяся 21 сентября 1915 года, - М. Г. Савина.

Как прав был один из её близких друзей, который о ней говорил:

«Савину создали обстоятельства, а корни этих обстоятельств лежали в эпохе, в своеобразных условиях императорской сцены. Если говорят о Савиной, что она потворствовала скверному драматургу Виктору Крылову, то почему не хвалят её за то, что она была первой актрисой, которая привила русской сцене вкус к Тургеневу, которая своим талантом поддержала склонявшийся к закату талант Островского, которая создала незабываемые типы дочки и жены городничего в «Ревизоре»? Почему никто не хочет вспомнить, что Савина чудесно воплотила Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского и создала верный и правдиво очерченный рисунок бабушки в «Обрыве» Гончарова? Надо быть справедливым до конца. Савина была первой артисткой в Александрийском театре, заговорившей настоящей русской речью на сцене. Никогда не забуду, как Достоевский в восторге бросился целовать руки актрисе после того, как она на концерте прочла сцену из «Обрыва».

- Как читает, как читает! - повторял он. - Какой язык, произношение! Это целая школа русского языка!

В январе 1879 года на сцене Александринки шла комедия Тургенева «Месяц в терские». Савина избрала в ней роль Верочки. Тургенев был удивлён её выбором и спрашивал артистку: «Что же там играть?» Но, когда автор впервые увидел на сцене, что создала из этого образа Савина, он изумлённо воскликнул:

- Верочка... Неужели эту Верочку я написал?! Я даже не обращал на неё внимании, когда писал... Всё дело было в Наталье Петровне!

И с этого времени началась дружеская близость Тургенева с Савиной. Ей тогда было всего 25 лет. Писателю шёл уже 61-й год. Актриса произвела на писателя сильнейшее впечатление.

В 1909 году в Петербурге открылась Тургеневская выставка. На ней было собрано всё, что связано с жизнью и творчеством великого русского писателя. И каждый день на столе перед большим портретом Тургенева в вазе появлялся огромный букет ярко-пунцовых роз. Эти розы присылала Мария Гавриловна Савина...

Развеянная легенда

Дмитрий Веневитинов - двадцатилетний поэт и философ, музыкант и художник - покидал Москву...

В хмурый октябрьский день его экипаж в последний раз медленно проехал мимо домика на Тверском бульваре, где жила Зинаида Волконская. Тоскливо глядел поэт на старинный, отрытый в развалинах Геркуланума перстень, подаренный ею «в горький час прощенья». Веневитинов уезжал в холодный чиновничий Петербург, чтобы никогда не вернуться в родную Москву...

Как сновиденье пронеслась короткая жизнь Д. В. Веневитинова, так рано и так безжалостно оборванная жестокой судьбой, чтобы стать потом красивой легендой о юноше-поэте, погибшем от безнадёжной любви к одной из красивейших русских женщин - З. Волконской.

Время развеяло эту легенду, хотя, как и все легенды, она содержала в себе частицу правды. Трудно установить истинный характер отношений между Веневитиновым и Волконской, но сохранившиеся документы рисуют события несколько иначе.

Зинаида Волконская родилась в Турине, где жил её отец в качестве русского посланника, и юность провела в знойной Италии. Восемнадцати лет она вышла замуж и быстро заняла видное место при дворе Александра I. Злые языки упорно связывала ее имя с именем самого Александра. В императорской свите весной 1813 года она отправилась в Германию, сопровождала Александра I в Париж и Лондон и только в 1817 году вернулась в Россию.

В конце 1824 года Волконская появилась в Москве. Литературный салон Волконской, получившей блестящее по тем временам образование, начал играть крупнейшую роль в культурной жизни второй столицы. Завсегдатаями салона стали Пушкин и Мицкевич, Жуковский и Веневитинов. Это Волконской посвятил Пушкин «Цыган» и сопроводил их пламенными строками:

«Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновенья...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены