Четвертый шлях

Александр Климчук| опубликовано в номере №1477, декабрь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

А вот документ изначальный — постановление Совета Министров УССР о создании Государственного историко-архитектурного заповедника в г. Каменец-Подольском.

В постановлении предписывалось: к 1985 году из заповедной зоны Старого города выселить все промышленные предприятия, к 1990-му — закончить реставрационные работы.

Республика во всеуслышание взялась за сотворение украинского Суздаля».

Почему бы и нет?

После Великой Отечественной в Старом городе осталась лишь десятая часть жилищного фонда. Руины сровняли с землей. Землю утоптали и укатали. На месте рыночной площади разбили сквер...

Итак, площадь заросла кустами. Центр лишился своеобразия — своего лица; чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на гравюру — схему города, составленную в 1672 году каменчанином Киприаном Томашевичем.

Но и это еще не все: отцы и зодчие Каменец-Подольского, преступая закон и мораль (Старый город с 1928 года — Государственный историко-культурный заповедник), на древних фундаментах благословили новое строительство. И выросли архитектурные «застойники», строения-близнецы: универмаг, школа, административное здание, целый ряд «коробов» Изяслава Медведовского. Но не это удивляет, другое: хранителем уникальной природной красоты Каменец-Подольского, реставратором и созидателем его архитектурной среды на протяжении тридцати двух лет является человек, по сути, губящий уникальный исторический памятник.

Старый город «приручали» — и я это хорошо помню — к выгодам сиюминутным: архив — под костел, монастырь — под типографию, армянский торговый дом — под пожарное депо. Бетонный узел пристроили к... церкви. Город запрудили архитекторы-косметологи: кирпичные сараи прячут за стенку, облицованную под бутовую кладку; вход с улицы к Николаевской церкви XIV века «запечатали» таким образом, чтобы он был легко угадываем, но к церкви не пропускал: там частные гаражи. А вот и впрямь новинка — агитплощадка перед ратушей, стилизация под шатер из... бетона: подумаешь, средневековый город?! Зато как быстро, оперативно откликнулись на призыв: соцкультбыт — в каждый микрорайон!

Спустя полстолетия средневековый Каменец-Подольский снова стал... заповедником. Государственным историко-архитектурным. Постановление Совмина республики обязывает ко многому, но... До сих пор в пределах города работают швейная, табачная фабрики, цех алюминиевой утвари.

И еще: уже можно сказать со всей определенностью, что к 1990 году, как планировалось ранее, реставрационные работы закончены не будут. Они только-только начаты. И хотя в городе номинально есть солидный подрядчик — реставрационно-производственная мастерская, обслуживает она четыре области, а нынешние темпы освоения капвложений, сдачи готовых объектов предполагают завершение всех ремонтно-реставрационных работ через... пятьдесят — шестьдесят лет.

ГИАЗ, осознав свое незавидное положение, готов отказаться от проведения научно-археологических изысканий. Пусть этим, дескать, занимаются историки из ИМуЗа. А мы будем строить! Но как? А вот как: новое на старых фундаментах. Туристический комплекс с админцентром и высотной гостиницей, торговым центром и универмагом. Это ли не произвол над исторической памятью?!

Заповедный город задыхается в ведомственной неразберихе. Отсюда разобщенность и безответственность, ограниченность средств и бюджеты без лимитов, обещания вроде «мы все готовы исправить!» и неумение с толком и тактом задействовать отреставрированное здание. Отсюда же и возникновение неразрешимых задач, вроде приобретения трехсот кубометров древесины для реставрации гибнущего шедевра подольской архитектуры — деревянной Крестовоздвиженской церкви.

За черепашьими темпами работ — разбазаривание государственных средств, нерасторопность служб горкоммунхоза, антисанитария в Старом городе.

Куда уже дальше?

А кем укомплектован ГИАЗ? Школьные учителя, инженеры, техники-строители, механики, специалисты сельского хозяйства! Но нет здесь научных работников с должной исторической эрудицией, ничтожно мало специалистов. И как же не хватает стотысячному подольскому городу своего Семена Гейченко! Или Михаила Сикорского, подвижника из Переяслава-Хмельницкого на Киевщине, сумевшего создать в небольшом районном центре, помимо знаменитого ныне музея под открытым небом, еще четырнадцать музеев.

Горисполком Каменец-Подольского за последние шесть лет лишь однажды (!) обсудил проблемы Старого города и ГИАЗа. И что это было за «обсуждение» — разговор со взаимными упреками и обещаниями «не хвастать руинами», «работать предметно, а не вдогонку», «знать, что будем делать не только сегодня, но и завтра», «знать, как будем использовать памятники».

Слова, слова...

Старый город должен иметь одного хозяина, и этим хозяином быть обязан ГИАЗ (кстати, и созданный с этой целью). А уже на правах структурных подразделений, своеобразных субподрядчиков (а не конкурентов!) в него могут войти Исторический музей-заповедник, реставрационно-производственная мастерская...

К оружию звал трубач, завидев с крепостных стен столбовую пыль под босыми ногами Северина Наливайки и его побратимов-крестьян. Пробовали камень на лезвие сабли казацкие предводители, защитники Украины Максим Кривонос, Иван Богун и Богдан Хмельницкий — отсюда, из-под Жванца, гетман выехал на историческую Переяславскую Раду, воссоединившую Украину с Россией...

Тут слушал кобзарей и записывал народные песни в окрестных селах Тарас Шевченко. Обучались, пребывали на службе, частичку сердца здесь оставляя, Владимир Даль и Василий Тропинин, Константин Батюшков и Григорий Мачтет (автор любимой Лениным песни «Замучен тяжелой неволей»), Анатоль Свидницкий и Степан Руданский...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Выход из лабиринта

Ищут молодые художники