Четвертый ледниковый период

Кобо Абэ| опубликовано в номере №904, январь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Лучше скажи мне, кто ты такой. Если я убит, то выходит, что ты и есть убийца... Ну ладно, довольно. Зажги свет и позови Тикако. Слышишь? Будем говорить начистоту.

Кажется, он действительно считает, что я преступник. Следовательно, сознание покинуло его за мгновение до смерти. Может быть, не стоит разуверять его? Попробовать разыграть представление?

- Ну хорошо. Кто же я такой, по-вашему?

- Откуда я знаю?! - ломающимся, как у юноши, голосом крикнул человек в машине. - Ты что, за идиота меня считаешь? Неужто ты думаешь, что я поверю твоей дурацкой выдумке?..

- Выдумке?.. Какой выдумке?

- Замолчи!

Мне кажется, что я ощущаю на лице его тяжелое дыхание. Я знаю, что это машина, но меня охватывает отвращение. Да, дело усложняется. Не того я ожидал от простой и ясной точности машины. В чем-то я просчитался. Ну, конечно, нельзя было вот так, в лоб, безо всякой подготовки объявить ему правду. Нужно было действовать осмотрительно, оставив себе путь для отступления.

Я решительно поворачиваю переключатель. Что-то шевельнулось в моей совести: его существование казалось слишком реальным. Я торопливо настраиваю индикатор времени и перевожу его на двадцать два часа назад. На тот час, когда Сусуму Тода ждал свою любовницу в кафе на Синдзюку. Затем я включаю изображение.

Снова зажужжал телефон. Это был Цуда.

- Как дела? Какие результаты дала стимуляция трупа?

- Пока никаких... - ответил я и вдруг спохватился. Ведь мой разговор с машиной выявил одну очень важную деталь. Когда мы говорили с Ерики, он заметил, что, возможно, убийца окажется вовсе не Тикако ондо. Это было самым скверным из возможных предположений, но всего лишь предположением, не имеющим под собой никакой почвы. Однако из разговора с машиной явствует со всей очевидностью, что Тода ожидал встречи с кем-то, помимо женщины, с каким-то третьим лицом... возможно, с врагом или с посредником.

- Лучше расскажи, как там у вас. Есть что-нибудь новое?

- Почти ничего. За ним до самого дома шли какие-то двое. Это утверждает, например, старичок из табачной лавочки рядом с домом. Впрочем, женщина уже скрепила свое признание отпечатком пальца. У следствия тоже нет единого мнения, и вообще все изрядно охладели к этому делу.

- А твое мнение?

- Право, не знаю... Я вот говорил с Кимурой из группы, которая занимается женщиной. Пока мы не будем ясно представлять себе отношения между нею и убитым... Утверждать, будто у женщины был соучастник нет, кажется, никаких оснований. И вообще, неужели это так уж важно для нас?

- Откуда нам знать, что важно, а что не важно, если мы еще ничего не сделали? - В моем тоне прорывается раздражение. Надо же, искали совершенно случайный объект и впутались в такую странную историю! - Я бы хотел, чтобы вы там меньше занимались теоретическими построениями и все внимание сосредоточили на сборе фактических данных. Хорошо бы, например, иметь точный план комнаты этой Тикако.

- Не вижу, чем это может помочь машине.

- А я тебе еще раз повторяю: мы не знаем, что для нас важно и что нет! - не удержавшись, крикнул я, но тут же пожалел об этом. - Ладно, потом соберемся и все тщательно обговорим. У нас нет времени, вот я и срываюсь... Между прочим, остерегайся репортеров. Помни, для нас это последний шанс одолеть комиссию...

Кажется, он не согласился со мной. Но он промолчал и отступился. Дело запутывается все больше и больше. Нам уже не до проектов, годных для комиссии. Мы по горло заняты - стараемся обелить себя. И у меня такое впечатление, что чем больше мы барахтаемся, тем глубже увязаем.

15

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены