- Сдурел?
Но Микола смотрит мимо него - решительно, не изменяя позы. Слово сказано, а слово не воробей. Все слышали.
- Считаю, что пять метров можно дать!
Никто не знает, что скрывается за этим вызовом. Никто не догадывается, почему маленькая девушка, машинист электровоза Ганя так вцепилась пальцами в скамью, на которой сидит. Никто не заглядывал ей в душу, а только она знает, что это не просто соревнование двух проходческих бригад, что это - соревнование двух парней, которые любят одну девушку.
- Поддерживаю, - говорит начальник строительства и кивает головой. - Кирилюку обеспечить проходчиков всем необходимым и как следует распределить подсобную силу.
Пятиминутка окончена. Стоя в клети, вплотную друг к другу, трое смотрят на четвертого.
- Кто тебя за язык тянул?
- Никто.
- Зачем же ты выскочил?
- Что «зачем»? Можно же пройти! Можно!
Кружочки света шарят по неровной поверхности выбоя. Порода твердая, как гранит. Гудят и скрежещут перфораторы. Их гул разносится по темным штрекам. Летит пыль, оседая на лицах, на зубах. Перфораторы вгрызаются в породу, пробуривая глубокие шпуры.
- Увидим! - цедит сквозь зубы Микола и сильнее нажимает на рукоятку.
Чтобы пройти за смену пять метров, надо сделать два цикла: пробурить шпуры, заложить патроны, вывезти после взрыва породу, поставить крепь и снова повторить все сначала.
- Увидим, - цедит Микола и кричит Вите Зайченко: - Галопом! Чтобы порожняк был своевременно!
Свет от Витиной лампочки мелькнул по стоякам крепления и растаял в черном мраке.
Перфораторы гудели. Вздымалась пыль. Порода не хотела сдаваться. И все же бригада Миколы Бурачка обогнала, бригаду Владимира Кушнира. И так пошло изо дня в день. Одна бригада пройдет сегодня больше, чем вчера, другая ее обгонит.
Потом их фотографировали. Отдельно' Володьку и отдельно Миколу. После этого в областной газете появилось фото: на фоне копра они стояли рядом и улыбались. Микола увидел - глазам своим не поверил. Когда приехал корреспондент какой - то другой газеты, он показал ему фото.
- Как это получилось? Я никогда рядом с ним не стоял.
Корреспондент улыбнулся и объяснил:
- Очень просто. Делается сначала фон, копер в данном случае. Потом фотографируют вас, еще кого - то, потом фото вырезают и наклеивают на фон. Вот и все!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Кызыл» идет на север