Черная дыра

Виталий Еремин| опубликовано в номере №1493, июль 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

За совершение проступков, дискредитирующих звание рядового и начальствующего состава, из органов МВД уволено в 1985 году 16 700 человек. В 1986 году — 12 600. В 1987-м — 10 700.

Если разложить эти цифры по полочкам, то найдется место и прямому вымогательству. которому подвергались задержанные подростки и те, кто приходил за них хлопотать. Кое-где для уличной среды сложился своего рода вымогательский прейскурант. За то, чтобы выпустили после задержания за драку, — бутылка. За получение передачи или свидания в изоляторе временного содержания — бутылка. А если задержанные подозревались не в мелком хулиганстве, а в чем-то более серьезном, например, нанесении тяжких телесных повреждений, тут уж, бывало, бутылкой не отделаешься... Кому-то давали срок меньше положенного. Но дальше-то шли расходы, связанные с пребыванием в колонии. Внеочередная передача — минимум бутылка. Внеочередное свидание — минимум четвертак.

Не во всех отделениях милиции и не на всех «зонах» существовал такой прейскурант. Но ему и не надо было существовать везде. Вполне достаточно было просто где-то существовать. чтобы подать уличной верхушке идею взимать с пацанов деньги на покрытие расходов, с которыми сама уличная верхушка уже не могла справиться своими средствами.

Дорожала жизнь — росли и поборы. Особенно много расходов было связано с уличными «боями» группировок. Если пацан попадал в больницу, надо было помочь передачами, редкими дорогостоящими лекарствами. Если погибал — поставить приличный памятник, финансировать похороны, отметить «девять дней», «сороковины», годовщину смерти. Не все собранные деньги передавались родителям павшего в уличном «бою», но они были рады и этим: в конфликтных группировках, как правило, состоят пацаны из простых и малообеспеченных семей.

В уличном лексиконе появились словечки «система», «бригада», «команда», опять-таки почерпнутые из словаря взрослых. Где-то во главе .«команды» учителей, занимавшихся поборами, стояла «деловая» училка. Где-то — такой же «деловой» сотрудник милиции или колонии. Некоторые «команды» пользовались распределителями и «кормушками» вполне открыто. А мы .сейчас пытаемся провести только одну параллель: между уличным «общаком» и существовавшей когда-то «воровской кассой». Улица усваивала много параллелей... И еще не известно, чье воздействие было более тлетворным. «Обычные преступления оказывают мало воздействия на социальные учреждения или социальную организацию, — читаю в книжке, написанной в начале 60-х годов американским криминологом, — Что же касается преступлений «белых воротничков», то именно они снижают социальную нравственность и создают социальную дезорганизацию». Книжку эту издали на всякий случай мизерным тиражом в четыре тысячи экземпляров...

Улица менялась вместе с действительностью. Благородство и милосердие стали объектом циничных насмешек. Преступное по своей явной или скрытой сути поведение перестало считаться преступным. Люди все меньше чувствовали низость своих поступков. Происходило обобществление ответственности и стыда, людям приходилось изворачиваться, «вертеться», тащить, лгать, скрывать... Взрослый мир деградировал, но по инерции призывал мир детей и подростков к нравственной чистоте.

Общество с разрушавшейся моралью не могло не выращивать в себе зародышей насилия и агрессии. Одним из симптомов, указывавших на эту болезнь, была возраставшая конфликтность уличных группировок, которая становилась формой общения. Все изощреннее становились издевательства. Не только над чужими пацанами, но и над своими. Слишком много накапливалось злобы, чтобы ее можно было излить только на чужих. Так, может, мы хотя бы сегодня наберемся мужества и признаем, что улица не создает собственных форм жизнедеятельности и моделей поведения, а только перенимает их у взрослых и осуществляет в соответствии с главными особенностями подросткового возраста — максимализмом и безжалостностью?

Не так давно беседовал с подростками и узнал потрясающую вещь. Они, оказывается, разоблачили одного из своих, который был у милиции осведомителем. Вскоре читаю в газете: компания зверски избила товарища. За то, что «работал на милицию, стучал».

Беседую с работниками милиции, возмущаюсь: да разве можно вербовать пацана, играть его жизнью! А мне спокойно: не лезьте в нашу специфику, мы обязаны знать, что происходит в наиболее криминогенных группах, и потому использование «источников» вполне оправдано...

Когда-то мы сокрушались, как много в школах формальных активистов, не имеющих авторитета у одноклассников. Потом бросились в другую крайность: стали предлагать в актив тех, кто уже утвердил свое влияние. Не вникая, что это влияние держится на наглости, кулаке, обладании престижными вещами, сплоченности кучки «суперменов».

Классная руководительница 8-го «А» алма-атинской школы № 13 хорошо знала об уличных «подвигах» Сергея К., переведенного из другой школы за садистские, хулиганские выходки по отношению к одноклассникам. И все же она «провела» Сергея в старосты, руководствуясь тем, что он, такой красивый, властный, сильный, будет держать класс в руках, заставит ребят выполнять все ее распоряжения. Последствия ставки на «сильную личность» были трагическими. Одна из жертв старосты, Виктор П., не выдержал издевательств и убил своего мучителя.

Той классной руководительнице было хорошо известно о замашках протеже. Другим учителям чаще всего просто некогда рассматривать «второе» лицо своих выдвиженцев.

Учительство прибегало к такому использованию актива постольку, поскольку само было жертвой чьего-то использования. На учителя наваливалось столько ненужной работы, никак не способствующей лучшему воспитанию, что он рад был свалить хотя бы часть этого груза на какой угодно актив, изображать какую угодно бурную деятельность, только бы его не терзали коллеги и проверяющие.

И в прежние времена уличные взаимоотношения строились на примитивном принципе: либо боишься ты. либо боятся тебя. Явление использования вынуждало строить отношения так, чтобы «свои» боялись не только «чужих», но и «своих».

Особенно циничные формы приняла практика использования «актива» в деле перевоспитания. Не желая и не умея переделать правонарушителя путем духовного влияния, работники воспитательно-трудовых колоний, загруженные, подобно учителям, множеством ненужных обязанностей, не придумали ничего лучшего, как «перевоспитывать» своих подопечных, используя оголтелый, на все готовый ради своей корысти «актив».

Вот письмо, полученное мной от 42-летнего мужчины. «Сегодня, спустя 28 лет после происшедшего со мной в стенах Бобровской ВТК, у меня начинают дрожать руки. Я не был в «отрицаловке». Я был членом библиотечной комиссии, "а это почти что «актив». Но я не мог выдержать каждодневных «разборов». Каждый вечер наше отделение выстраивалось, и «бугор» надевал перчатки. За нарушения режима средней тяжести виновный получал по морде или по почкам. Били за плохо пришитую пуговицу, за плохо начищенные сапоги, за дырку в одежде, за курение в неположенном месте. За более серьезные нарушения виновника ждало нечто дикое, ужасное, скотское. Это похлеще пыток в гестапо. Знаю паренька, которого пропускали через строй «актива», а в руках у каждого «активиста» была табуретка... Назрел бунт. Но все сорвалось. И членам заговора была устроена бойня. Из барака вынесли большинство коек для оперативного простора, и началось... Потом хватали за руки, за ноги и били спиной о штакетник на улице, возле отряда. Многих изувечили в полном смысле слова. Целых два дня шло жестокое избиение... Нас было в отделении трое друзей. Но почему-то старшему воспитателю мы не приглянулись, и он запретил нам находиться вместе. За ослушание нас подвергли «телефону». Это когда с силой бьют сразу по обоим ушам, после чего часа два ничего не слышишь. Последствия этого «телефона» испытываю до сих пор».

То, что описано, происходило 28 лет назад! И не только в Бобровской ВТК. А правда открылась только в последние годы. Вот вам еще одна причина — многолетнее сокрытие того, что происходило с подростками всюду: в семьях, в милиции, в колониях.

«В доме часто появлялись какие-то чужие шмотки», — говорит мать алма-атинского «пацана», занимавшегося «прикидкой» — открытым раздеванием сверстников. В этом признании матери — констатация почти типичного равнодушия родителей к уличному общению детей. Ничто их не настораживало: ни чужие «шмотки» или деньги, ни холодное оружие, ни синяки и легкие ранения. Вот когда пацана дырявили ножом, сажали за грабеж или убийство, начинались причитания: «Ну кто бы мог подумать!..»

Некоторые ответственные милицейские работники и сегодня демонстрируют благодушие, в коем пребывали последние десятилетия.

«Когда моего сына «поставили на счетчик», — пишет в редакцию А. С. Исмагулов из Алма-Аты, — я написал письмо первому секретарю Ленинского райкома партии. Но он мне не поверил. Направили меня к начальнику Ленинского РОВД. Тот тоже не поверил... Сын написал прощальное письмо и выпил много лекарств. Но и это сочли просто попыткой самоубийства».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены