Процессы, которые в жизни проходят для невооруженного глаза незаметно, которые скрыты от нас благодаря медленности их (произрастание растений) или, наоборот, благодаря быстроте (движения машины и животных), кинематография убыстряет, или замедляет по усмотрению - и тайное становится явным.
Вот в области всего того, что принято называть культур - фильмом в противовес фильме игровой, т. - е. в той области, которая больше всего нужна молодежи, у нас сделано до обидности мало.
По линии хроники мы дошли уже до той степени технического совершенства, когда засъемку сегодняшнего дня мы вечером демонстрируем на экране. Но что мы демонстрируем? Мы показываем закладки, торжественные открытия, митинги и пр. вместо того, чтобы показывать последние усовершенствования, сущность пущенной в ход новой машины, диаграммы и мультипликации наших достижений и недостатков и т. п. Необходимо сделать хронику равноправной в ее демонстрации на экране, а не каким - то еле весомым 5 - минутным привеском к игровой программе.
Научные фильмы с трудом пробивают себе дорогу. Мы можем похвастаться «Механикой головного мозга». «Нефтью», «Утомляемостью». Но это все еще капля в море.
Из настоящих этнографических фильм мы имеем пока одну «Сванетию». Это не только мало, это фактически - ничего. И наш молодняк по-прежнему больше знает о жителях Занзибара и о. Борнео, чем о самоедах и киргизах.
Я подслушал разговор двух комсомольцев. Один из них спросил: «черт их знает, почему самоедов называют самоедами?» Другой ответил: «А так... для смеха...»
Нам необходимо, чтобы наша молодежь получила возможность ориентироваться в этнографическом, национальном составе нашей страны не «для смеха», а со всей серьезностью и во всеоружии достаточных знаний.
Насколько неустойчивы наши киновкусы, можно судить по печатающимся ниже кино - откликам рядовых зрителей. Наряду с меткими и справедливыми характеристиками, т.т. обнаруживают и иное - самые любопытные и противоречивые пристрастия.
В кино я бываю редко. Но не потому, что денег нет, - 30 - 40 к. всегда найдутся, - а потому что хочу смотреть только хорошую фильму, а не какую - нибудь дрянь, которой много на наших экранах.
Я не отдаю предпочтения каким - нибудь темам, когда смотрю картину. Меня одинаково интересуют фильмы исторические, из гражданской войны и бытовые - главное, чтобы картина была художественна и содержательна.
Вот потому мне больше нравятся русские фильмы, чем заграничные. Когда смотришь заграничную фильму, то заранее знаешь, что будет дальше. Почти все заграничные фильмы построены по шаблону, нет остроты в содержании, нет свежего и интересного развертывания действия, нет свежей, интересной темы. И потому, несмотря на прекрасную часто игру, на красивую постановку, эти картины вызывают скуку и отвращение.
Русские картины насыщены прежде всего острым и богатым содержанием. Это не легкое волнение чувств, игра в любовь и ревность на фоне сытой самодовольной жизни - это сама правда жизни, жесткая, страшная и прекрасная. У меня только есть пожелание, чтобы в дальнейшем наши фильмы не топтались на месте, не съезжали на обывательщину (такой уклончик имеется), а еще больше углубляли свое содержание так же, как усложняется наша жизнь.
Следует сказать еще несколько слов о хронике и культур - фильмах. Хронику я смотрел несколько раз и она мне очень понравилась. Но, к сожалению, очень редко где показывают хронику. Надо добиваться того, чтобы хронику показывали всюду и постоянно.
Также насчет культур - фильмы. Я смотрел картину «Нефть» с громадным удовольствием, и теперь думаю о том, как бы еще посмотреть такого рода фильмы. Я слыхал о картине «Путь к здоровью и красоте», о картине «Труд и утомляемость» и с интересом посмотрел бы их, но они «трудно уловимы».
Лобок (слесарь, Акционерное общество «Стандартстрой»)
С тех пор, как я демобилизовался; в кино я бывал редко - заработок небольшой, а 30 коп. за билет - это не дешево.
Мне нравятся картины заграничные. Там показывают красивую обстановку, красивую жизнь, и актеры хорошо играют. Мне нравятся эти картины потому, что они показывают все не так, как у нас в жизни - грубо, просто, неинтересно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.