Кино - самое распространенное искусство.
Оно же и самое «быстро действующее» искусство.
Проверить нашу кино - продукцию в отношении интересов молодежного зрителя - своевременнейшая задача. Раскрыть глаза этой же молодежи на многое из того, что обольщает ее на экранах, не менее своевременно. Этим целям служит помещаемый ниже очерк.
В вопросе о молодежной фильме едва ли стоит много говорить о специальной фильме, сколько о методах построения нашего фильмового материала вообще. Наш молодняк - это не молодежь предреволюционная, искусственно выдерживаемая до поры до времени вдали от боевых жизненных вопросов. Это не маменькины сынки и дочки, получающие на теплые родительские денежки соответствующую подготовку для будущего вгрызания в жизнь. Наша молодежь - это наиболее активная часть наших строителей. Жизнь с каждым днем требует от нее все большей и большей зарядки знаний, навыков, фактов, материалов, которые должны быть использованы в повседневной работе и творчестве.
Совершенно ясно, что линия развития нашего кино - дела, линия развития наших игровых картин прежде всего должна отвечать принципу активности, возбуждать желание действовать.
В чем, казалось бы, таится секрет того большого успеха, которым пользуются у молодежи американские фильмы. Ведь чепушнее и никчемнее, чем эти американские фильмы, ничего себе представить нельзя, но построенные на нападениях, боксах, всевозможных видах состязаний, они проникнуты сплошным действием и этим удовлетворяют самую элементарную потребность в динамичности и активности. Но если бы только это! Их динамичность и электризует аудиторию звериным напряжением и отравляет сознание преступно – авантюрными представлениями об обществе и личности человека. Прекрасно известны случаи, когда на основании той или иной фильмы создавались молодежью в провинции (укажем на примере Ростова) шайки всевозможных «Железных Колец», «Черных Дьяволов» и пр. и пр., которые действовали по всем классическим канонам американской фильмы и своеобразно дополняли исконное российское хулиганство американскими, методами. Криминалисты выяснят в будущем, какой процент хулиганских преступлений был вызван к жизни американскими фильмами.
Казалось, что два года тому назад закончился период массового отравления американскими фильмами и ее не менее вредными, пустыми по стилю собратьями из других стран. Но вот сравнительно недавно, какой - нибудь месяц тому назад, Москва запестрела афишами, где аршинными буквами было написано: «Скарамуш». «Первый приз на мировом конкурсе». Чуть ли не в десяти крупнейших кино - театрах Москвы одновременно. Спешите видеть. Картина из эпохи Великой французской резолюции. И валом повалил народ валом повалила молодежь смотреть этот премированный шедевр зарубежного кино - производства.
Трудно себе представить больший пасквиль на французскую революцию. Только специальное задание оплевать все лучшее, все героическое, что имело место во Французской революции, может создать то, что разворачивается перед зрителем на экране. Великую французскую революцию сделали, мол, «простонародные» фурии во фригийских колпаках, женщины в разодранных одеждах, с вываливающимися грудями, вперемешку с кретине - подобными мужчинами - зверями, вооруженными дубьем, косами, с головами на пиках и пр. и пр. Дантон подан в стиле сидельца из пивной лавки. Робеспьер, мелькающий только в нескольких кадрах, загримирован под птицу марабу, пыжащийся, с маленькой булавочной головкой, утопающей в гигантском жабо. Прекрасный метод подачи на советском экране, для молодежи в частности, фигуры этого великого якобинца! И в завершение всего персона благородного (воспитан у аристократов) Моро с добрым сердцем, благородного любовника и друга, светлого вождя этой революции, отличающегося от других тем, что в нем есть 'настоящая душа. Вот несложное построение этой премированной «революционной» картины.
И эту зловредную историческую чепуху в 1927 году прокатывают на десяти экранах Москвы одновременно, и эта предельная дребедень пойдет по уготованному центром пути в алчущую провинцию. На этом материале будет обучаться наша молодежь, столь слабая по части истории (семилетки и девятилетки, откликнетесь!).
Правда, по линии иностранной фильмы дело к сегодняшнему дню немножко полегчало, интервенция со стороны ослабла, но «скарамушизация», т.е. подача исторических явлений с буржуазной пасквильной точки зрения, едва ли многим лучше американского трюкизма.
Выплывем из этого моря на поверхность и оглянемся на наше производство, на отечественные картины. Посмотрим, что эти картины могут дать и дают молодежи.
Прежде всего, о быте. Бесконечное количество партийных директив, все общественное мнение достаточно упирало в эту точку. Даешь быт, даешь нашу жизнь, наши острые моменты! Необходимо повседневную героику нашего строительства продвинуть на наш экран, оромантизировать ее, усилить в аудитории желание дальнейшего напора и соревнования в этом строительстве. Необходимо вытянуть на свет наши недостатки, наши искривления, осмеять все это. Но сделать все это нужно на своем материале, на материале, связанном органически с нашим бытом, чтобы экран и зрительный зал в смысле ощущения этого быта, ощущения этой правды являлись бы одним целым.
Что же мы имеем на самом деле? У нас есть «такие» картины. Например, вопрос о жилплощади, рабфаковце и советской работнице получил свое отражение в «Девушке с коробкой». Здесь все «характерно» именно для советского быта. Самый центральный персонаж «девушка с коробкой» - мидинеточка с французского бульвара, поданная, кстати сказать, по точному образцу Мери Пикфорд до банта и кудельное включительно; ее дедушка - милый английский дедушка из подмосковного местечка, проводящий свои досуги чуть ли не перед камином в вольтеровском кресле; свалившийся в эту картину из ранних произведений Чехова неудачливый жених - телеграфист - вот черты советской «бытовой» комедии. Или другая. На совершенно животрепещущую тему - отношение полов, вызвавшая в свое время много толков и ныне воспринятая Западом, как шедевр русской кинематографии, под многоговорящим названием «Кровать и софа». Читатель в недоумении? Это же наша старая знакомая, родившаяся как «3 - я Мещанская», переменившая фамилию по воле Совкино на «Любовь втроем» и нашедшая свое настоящее имя в Европе. В этой картине двое рабочих по воле жилплощади очутились в одной комнате с одной женщиной. Они чередуются в обладании ею в антрактах между очередным и партиями в шахматы, пока женщина не приходит к выводу, что они оба подлецы, и в обязательном для каждой честной кино - картины поезде уезжает к лучшей жизни. Вот этот пасквиль тоже выдается за советскую бытовую картину.
Мы прекрасно восприняли секрет американских концов. И когда картина «Леон Кутюрье» (по рассказу Лавренева) должна закончиться смертью Леона Кутюрье, старого партийца, у которого не выдержали нервы, мы немедленно поворачиваемся лицом к массе, к зрителю, который кричит: «довольно смертей» и не любит трагических концов, и Леон Кутюрье благополучно воссоединяется со своей любовью в лоне подпольной ячейки (по-американски он стоял бы со своей невестой, украшенной цветами флердоранжа, перед добрым пастором).
Рассердился, сел и написал. Молодежи нужна история. Мы об этом говорили уже выше. Есть в подвалах Совкино продукт или сей предмет. Например, «Поэт и царь». Совершен - но неграмотная картина как по подходу к царствованию Николая I, так, особенно, по отношению к восстановлению фигуры Пушкина, который рисуется перед изумленной аудиторией замечательно семейственным, «дядей», творящим по всем правилам поэтических канонов, с запусканием рук в волосы, с грызьбой пера, а главное моментальная; рассердился, сел и написал: «я памятник воздвиг себе нерукотворный», побежал в Петергоф и скорее - читать. Самое замечательное, что реакционный Жуковский при заслушании революционных антицарских стихов Пушкина покровительственно и одобрительно хлопает (это воспитатель - то наследника - цесаревича!) его по плечу. Вообще совершенно мрачная историческая халтура. О мелочах даже и говорить не хочется. Один мой приятель наибольшее удовольствие в картине получил от того, что разговор Николая I с Пушкиным происходит на фоне памятника, сооруженного... в царствование Николая II.
Одной из существеннейших наших ошибок, ошибок широкого общественного мнения является рассматривание кино, как искусства, и основной его задачи - в постановке игровой фильмы. Это неправильно, это смешение части с целым, вернее - преподнесение части за целое. Кинематография есть для нашего времени фактор общекультурный, орудие производства, которым можно пользоваться почти во всех областях нашей культуры. Им можно и должно поднимать нашу квалификацию демонстрацией производственных фильм; им можно пользоваться как лучшим педагогом; нет области, в которой бы кино не могло бы со значительно меньшей затратой времени заменить книгу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.