Наброски о юношах Парижа

С В| опубликовано в номере №91-92, декабрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я буду управляющим отеля

Альберту Клеман - 17 лет. Он носит короткие панталоны, учится в закрытом колледже, куда каждую осень отвозит его мать, и считает, что выше Франции нет ничего на свете. Летом он тренируется на теннисной площадке, зимой изводит всех игрой на скрипке, а постоянно мечтает быть управляющем большого отеля.

Его отец служит в банке, владеет русскими ценными бумагами и «интересуется» колониальной политикой Франции.

Мать содержит семейный пансион в вилле «Прекрасные Дни». Ежедневно с тоской оглядывает она виноградник, проданный американцу - вздыхает по поводу дорогой платы за учение в колледже и вышивает семнадцатую подушку для дивана.

Банк, колонии, пансион, проданная американцу земля, русские бумаги - это и есть сегодня мелкой буржуазии Франции. В этой обстановке живет Альберт Клеман.

Убеждения его просты:

- Рабочие, - говорит Альберт, - это идиоты, которые ничего не понимают и поэтому голосуют за коммунистов. Враги Франции - боши. Смысл жизни - деньги. Задач состоит в том, чтобы обуздать идиотов, поколотить еще раз, но как следует бошей, и скопить со временем побольше денег. Не заработать, а скопить.

В ранний вечер, когда шум автомобилей едва - едва доносится в закрытые жалюзи окна и чета Клеман, устав от дневных трудов, раскладывает в гостиной пасьянс, Альберт разглагольствует:

- Нет такой страны, как Франция! У нас все самое прекрасное. В колониях мы никого не притесняем, в стране у нас все имеют политические права. Наша страна самая красивая. Где еще найдется такой Париж? У нас лучшая литература, лучшее искусство, лучшие музеи, лучшие женщины.

- Альберт, но почему же лучшие женщины лишены у вас прав политических? Почему ваши летчики никак не перелетят океан? Почему Бетховен родился в Германии, почему... Альберт осекается, но потом презрительно бросает:

- Женщинам права ни к чему,

<часть текста утрачена>

Восхваление Франции связано у Альберта со словесным уничтожением Германии, с перечислением всех зверств, учиненных немецкими армиями на севере Франции, и перечислением армейских анекдотов про француза и немца, где бош (иначе Альберт не именует немца) неизменно остается в дураках.

Покончив с Германий, вознося на Олимп Францию и пропев песенку «Мой Париж», Альберт начинает строить планы будущего. Из кармана извлекается бумажник, из бумажника - содержимое. Сберегательная книжка и 300 франков наличными - основной капитал Альбертовн будущего. В 17 лет, сидя на школьной скамье, ведет он ежедневно счет своему капиталу - процентам по сберегательной книжке, получкам карманным от отца и матери и частным доходам от урока или проданной книги.

Колледж для него - скучная обязанность, из литературы он признает одни романы приключений, Муссолини для него второй после Наполеона человек, управление отелем - самое выгодное и желательное занятие.

- Альберт Клеман не плохой юноша, - говорят о нем друзья - Правда, книга не царствует на его столе, но он зато еще не царствует в дансинге. Велосипед, фото - аппарат и теннисная площадка - поприща, где он подвизается. Остальное приложится. Ведь Альберт еще молод, не испорчен, почитает родителей. А главное, он такой красивый.

Что можно добавить к этому портрету Альберта Клена - на? Он для нас ясен - милый юноша доброй Франции, основной слой которой обозначен термином «мелкая буржуазия». Альберт Клеман - ее сын.

Оставим его в покое - мы осветили на миг его портрет лишь для того, чтобы подойти к сынам пролетарской Франции.

Движение Карманьола

Анри Мар - один из них. Комсомолец, рабочий крупнейшей в Париже типографии, он ездил весной в Россию. Это сразу подняло его авторитет в Порт - Венсен, парижской окраине, где он живет. В комсомольской газете Венсена...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены