СТРАНА ТРЕБУЕТ СОТНИ ТЫСЯЧ ТОНН УГЛЯ. ОДНАКО В ЭТОМ ГОДУ НЕКОТОРЫЕ ШАХТЫ СИСТЕМАТИЧЕСКИ НЕ ВЫПОЛНЯЛИ СВОЙ ПРОМФИНПЛАН. В ШАХТАХ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ РАБСКИЕ ТЕМПЫ ТРУДА, УГОЛЬ ДОБЫВАЕТСЯ АРХАИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ. ПОЭТОМУ ВЫДВИНУТЫЙ ПАРТИЕЙ ЛОЗУНГ - МЕХАНИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - ОЗНАЧАЕТ ПОВОРОТ К НОВЫМ ТЕМПАМ, СООТВЕТСТВУЮЩИМ БЫСТРО РАСТУЩЕЙ ИНДУСТРИИ СОЮЗА. КОМСОМОЛ, КОТОРЫЙ ВСЮДУ ЯВЛЯЕТСЯ УДАРНОЙ БРИГАДОЙ, В ПОМОЩЬ ПАРТИИ ДОЛЖЕН ДВИНУТЬ СВОИ СИЛЫ НАУГОЛЬНЫЙ ФРОНТ, ВООРУЖИТЬ ШАХТЕРОВ НОВЕЙШИМИ, УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ.
Взрыв динамитного заряда убил Коренкова. Тело его собрали по кусочкам и кучей окровавленного месива подняли наверх в бадье.
... С утра в черный колодец шахты спустились проходчики, толстые и неуклюжие, одетые словно рыбаки: в высокие сапоги и широченные холщовые штаны, с кожаной панамой на голове. На дне проходки они просверлили дыры и к обеду поднялись наверх. Там их ждал запальщик Коренков. Нервный и побледневший влез он в бадью, и скоро его шляпа скрылась в темном квадрате ствола.
Наверху все затихли, прислушиваясь.
Со дна каменного колодца донесся глухой крик:
- ...авай!... рей! Десятник завопил:
- Эй, давай, подхлестывай!
Заорали коногоны, свирепо нахлестывая лошадей, засуетился техник. Лошади рванули, и ворот с намотанными на нем канатами быстро завертелся. Бадья вылетела как подброшенная, но человека в ней не было. Внизу один за другим пробухали взрывы, полетели камни и из дырки медленно пополз вонючий дым. Взорвалось 15 динамитных патронов. Когда спустились вниз, нашли только окровавленные, смешанные с камнем куски мяса.
Коренкова заменил запальщик Дегтярев - коренастый парень, веселый зубоскал. Но и он, когда лезет на дно проходки, затихает и бледнеет. Там внизу, на дне каменного колодца, задыхаясь в дыму и копоти мангалки, перепрыгивая из угла в угол как ловкий акробат, в несколько секунд поджигает он 15 - 20 динамитных патронов и дергает проволоку сигнала: поднимай!
Когда бадья отрывается от дна и летит вверх, он чувствует себя как на пороховом погребе, который вот - вот взорвется. Малейшая случайность наверху: канат соскочит с ворота, споткнется лошадь и бадья повиснет на полдороге - человека забросает камнями, оглушит его, искалечит. Но Дегтярев ездит вниз и упорно делает свое дело. Он - ударник.
На проходке Аютинской шахты с десятником Максимовым произошел такой случай: надо было поджечь бурки на дне проходки. Опустившись вниз, Максимов с подручным заложили в дырки динамитные патроны, подожгли их и, дав сигнал к подъему, вскочили в бадью. Наверху дружно рванули лошади, бадья подскочила, ударилась о стенку, накренившись вправо, и Максимов с огромной высоты упал около смертоносных зарядов.
Человек переживал жуткие минуты. Вокруг тишина, только сипят горящие шнуры зарядов. Страх смерти холодными иголками растекался по его телу, гнал сердце бешеными толчками. Но Максимов не растерялся. Он подскочил к фитилям и, скуля от ожогов, выдернул 12 ближних патронов, потом отскочил в дальний угол и прикрылся досками, которые случайно здесь оказались.
Взорвалось 9 бурок. Наверху поднялась тревога. О смерти десятника сообщили семье, но, когда спустилась вниз спасательная команда, ее перепугал сердитый окрик со дна:
- Почему вы, черти, так долго спускались? Я весь промок...
Это было год назад. Теперь запальщик не бледнеет и не нервничает. Напевая игривую мелодию, Дегтярев сверху включает рубильник, а на дне проходки, одна за другой, рвутся бурки. Геройские подвиги запальщиков заменила машина. Не нужно рисковать жизнью, излишни волнения: простой поворот рубильника - и динамитные патроны рвутся.
Зажигание электричеством - один из многочисленных примеров облегчения каторжного труда шахтеров машиной. Ни одна страна в мире., даже Америка, не знает таких темпов механизации и быстрого облегчения труда рабочих, как в Донбассе. Уже давно на многих, даже отсталых шахтах бассейна введено падение бурок электричеством.
Врубовка и отбойный молоток вытесняют забойщика с обушком, а скреппер и конвейер - труд саночника.
Механизировать Донбасс - этот основной энергетический источник страны - вот классовая задача пролетариев всей страны. На осуществление лозунга партии превратить старый Донбасс в подлинно большевистский Донбасс с несокрушимою механизированною базою» поднялись десятки тысяч донецких шахтеров. Изо дня в день повышается механизированная добыча. Донбасс на верном пути.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.