«Школьной бригадой отделения рабочего подростка проделана интересная работа по выявлению профессиональной направленности ребят» (из отчета).
Я перелистал десятки серых анкет с длинным перечислением возможных профессий и увидел в них любопытные вещи. Я читал например, что профессия отца Лидии Орловой - учащийся, а ее общественная работа - помкомвзвода. Я видел, как перемешались «мужские» и «женские» профессии, и у Вали Кашина мать оказалась мотористкой, а отец - портным.
Я пересмотрел целый ворох сочинений ребят на тему «Кем быть». Здесь были вполне сложившиеся почерки и совсем детские каракули. На одних стояли уверенные и гордые восклицательные знаки, на других смущенные вопросы. Но ясно было одно так могли писать только подростки Советской страны...
В косых разбегающихся строчках букв возникал контур нового человека. Им хотелось с размаху врезаться в жизнь, творить, строить, мыслить, организовывать - жить! жить! Никто из них не мыслил свое будущее, свою судьбу как «свою», «личную», не связанную тысячами нитей с жизнью страны - ее будущим.
И это замечательное ощущение нашей страны, ее спаянности, коллектива, - это замечательное чувство роста пришло ко мне во время чтения сочинений ребят.
Вот отрывки из них: НИНА ПОЛЯКОВА, 14 лет. «Я хочу получить высшее образование. Работать желаю в области физики, потому, что там можно делать открытия, Я хочу сама творить». ТКАЧЕВА, 15 лет.
«Очень хочу учиться дальше и буду учиться, а профессии пока не выбрала». ЮШИН, 15 лет.
«Я хочу быть механиком на электровозе. Страна скоро будет вся электрифицирована и транспорт тоже, и будут нужны механики на электровозах». ЕГОРЕНКО, 15 лет.
«Я буду учиться на архитектора. Я буду создавать новые проекты, дома отдыха, жилищное строительство... Все это будет меня радовать, что помогаю технике и культуре поднять нашу страну». Будущий летчик Кашашкин Петр. «Я желаю быть летчиком... Только мама очень сомневается в авариях самолета. Но во что бы то ни стало я хочу получить эту профессию и приносить большую пользу нашему Советскому союзу в деле обороны страны». ПЕТРОВА, 16 лет.
«Хочу я быть, желаю и буду обязательно агрономом или биотехником. Я хочу агитировать, читать лекции крестьянам, разъяснять, как нужно правильно поступать с тем или иным фактом». САВИНА ВАЛЯ, 16 лет.
«Мне хочется работать в деревне при совхозе или колхозе, быть инструктором или организатором Поехать куда - нибудь в отдаленную часть Союза. И представляю я себя в будущем здоровой, веселой и хорошей организаторшей маленьких и больших граждан Советского союза».
Страна растет. Крепнет ее хозяйственная мощь. Входят в строй сотни новых фабрик и заводов. Нужны люди, нужны квалифицированные рабочие. Мы должны освоить нашу технику.
Мы должны быть расчетливы и бережливы! Станок должен получить именно такого хозяина, какой ему нужен. Человек должен быть на своем месте. там, где его силы и способности найдут себе лучшее применение, где его труд будет наиболее производителен. Выбор профессии но только «личное» дело подростка - это дело всей страны. Недавно в Пролетарском районе Москвы была проведена замечательная конференция - «по планированию будущего». Организаторами этого дела были школьная бригада отделения рабочего подростка и Пролетарский райком комсомола. 1.100 ребят - учащихся 7 - х групп - собралось, чтобы обсудить свое будущее - профконсультации направляют подростка в отделение рабочего подростка института им. Обуха. Сюда же направляют подростков врачи ФЗУ для выяснения причин неуспеваемости, отставания, частой заболеваемости и т. д.
Ни одна страна мира не ведет такой работы с подростком, и возникновение ОРП возможно только в наших условиях.
Подросток поступает в клинику, он находится здесь от 10 до 20 - 30 дней. Светлые, просторные палаты, ряд специальных кабинетов, десятки врачей, тщательное психотехническое обследование... Специальная сестра обследует бытовое и семейное положение подростка. И только после всего этого дается заключение о нем. Подростковый возраст имеет свои особенности. Природа не свинтила еще накрепко гайки организма, и в здоровье подростка, в его физиологическом состоянии возможны различные отклонения, связанные с возрастом.
ОРП выпущен сборник по охране здоровья подростка, где суммированы эти данные, необходимые врачам профконсультации для распределения подростков на производстве. По основным профессиям машиностроения: слесарь - инструментальщик, токарь, фрезеровщик и т. д., разработаны профессиограммы, дающие точные данные для распределения подростков по этим профессиям. В них учтены условия труда в том или ином цехе - вредность производства, специфика рабсилы.
Отделение рабочего подростка делает очень большую и нужную работу, и оно имеет все права на внимание и помощь в этой своей работе со стороны комсомольских организаций, и в первую очередь московского комитета комсомола. Подросток - это руда, из которой мы должны выплавить нового, социально и биологически здорового и крепкого человека.
Мы должны быть поэтому особенно внимательны к нашему подростку. К его здоровью, выбору профессии, быту, семье, производственной обстановке, его интересам - ко всему, что принимает активное участие в формировании его личности. Слово «судьба» в прежнем его понимании изгнано из вашего обихода. Мы сами творим судьбу человека, и поэтому мы несем огромную ответственность перед нашим подростком за будущ|ее, где он - первый пайщик.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
О новой пьесе М. Колосова