В соседней комнате шум. Разбузились ребята, прыгают по койкам, летят подушки, самая большая летит в шикающего члена совета. Тому охота запустить в ответ, но мешает чин.
Кружков нет. Правда, и руководителей нет. Бредут в кино отдельными группами, любители играют партию за партией в шашки. На шахматистов свысока поглядывает шахматный чемпион коммуны - Высоков. Он бьет всех, даже заходящих в коммуну гостей.
Так идет вечер за вечером. В коммуне без перемен. Не дремлют, конечно, общественные организации. Шумно обсуждается план культсектора... План велик и обилен кружками и заседаниями. Многие из кружков перенесены в школу, политический, например.
Конечно, от школы тоже отрываться нельзя, нельзя резко отделять свои общественные организации от школьных. Но школа не должна мешать строить свою, коммунарскую жизнь не по шаблону интерната.
Над коммуной нет внимательного глаза комсомольской городской организации, горсовета, собственной школы. Ребята предоставлены самим себе. И здесь мы должны говорить не о Лосиноостровской коммуне фабзайчат, а о коммунах, которых десятки по фабзавучам Союза.
Ведь наивно говорить, что коммуны теперь редкая, «исключительная» бытовая организация, созданная в каких-то очень хороших условиях. Быт коллективизируется массами. Мы уже имеем опыт молодежных коммун, собранный в отдельных книжках. Уже изданы специальные постановления правительства о коллективизации быта. Выросли сотни производственных бытовых коммун. Строятся дома, предназначенные для коллективного быта. Особенно развита коллективизация быта у учащейся молодежи. И многие коммуны, подобно Лосиноостровской, имея в принципе все для углубления своей работы, бродят вокруг да около решительной перестройки быта на подлинно коммунистических началах.
В коммуны нужно выделять крепких организаторов, брать шефство над коммуной со стороны завкома, фабрики, горкома, ВЛКСМ. Кропотливо, систематически - и в крупном, и в мелком - вводить в коммуну новый быт. Почти всегда есть общий котел, общая касса. Но ведь этого мало...
В конце концов, бывает и так. Новое в производственных отношениях обгоняет людей коммуны. Они не включаются в соревнование и ударничество большевистских будней и по-прежнему учат уроки по одной книжке в своем углу, теряя на производстве и в учебе свою отличительную коммунарскую чеканку. Коммуну и молодежь из нее нужно влить потоком новой организации во все мелочи внекоммунарской жизни. Воспитание в коммуне должно быть поставлено так, чтобы каждый коммунар чувствовал товарища по бытовой организэции коммунаров у станка и на школьной парте.
Фабзайчатская коммуна в Лосиноостровске этого не достигла. Ей, как и десяткам других фабзавучным коммунам, необходимо помочь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.