«И всем им и в прозе, и в стихах не хватает таланта рассказчика, что связано с неопределенностью их мировоззрения».
Фридрих Энгельс
(«О поэзии немецкого мелкобуржуазного социализма»)
В издательстве «Огонек» вышла книжка стихов Иосифа Уткина под боевым названием «Публицистическая лирика». Большинство стихов, помещенных в сборнике, написано на весьма актуальные темы. Здесь стихотворное выступление поэта на партконференции, стихотворение, написанное к годовщине Октябрьской революции, стихи о вредителях, о войне и т. д. Факт поворота Уткина к темам злободневным, политическим, безусловно, положителен. Однако всем достаточно известно, что для нас основным моментом, определяющим социальную ценность всякого поэта, является его идеология, мировоззрение, творческий метод. С этой точки зрения и следует рассматривать последнюю книжку Уткина.
Программным стихотворением сборника является «Песня бодрости». Именно оно определяет позицию поэта на сегодня. Уже из самого названия этого стихотворения ясна цель автора - вселить в читателя бодрость. Намерение, безусловно, похвальное. Однако эту песнь бодрости скорее уместно было бы назвать «Песней утешения». Поэт обращается к своим друзьям, очевидно, упавшим духом со следующими успокаивающими словами:
«Други, это не годится!
Чуть волна на горизонте (!),
Вы сейчас на квинту лица,
Весле - к чорту и - за зонтик...»
Нас интересует: кто они, эти «други»? К какому классу они принадлежат? Почему «други» повесили носы собственно, неизвестно, ибо «волна на горизонте - событие нестрашное. Кроме того, зонтик, как известно, защита от дождя, но не от волны... Поэт серьезно убеждает «не смеяться и не плакать». С житейской мудростью унылого философа он поучает:
«Кормит жизнь мудреной смесью, Пробуй все, ценитель тонкий: Не всегда медовый месяц - Есть и прачка и пеленки». Здесь несколько смущает поэтический арсенал автора: для выражения идеальной жизни он употребляет пошлый ультра - мещанский образ «медовый месяц», а самое худшее в мире - это «прачки и пеленки». Далее поэт все - таки старается утвердить бодрость напоминанием, что природа хороша, что еще существует
«Столько девушек хороших
В нашем городе хорошем».
Но в пылу уговора «быть бодрыми», Уткин вдруг срывается и с виноватой улыбкой растерянно заявляет:
Весел я, но глупо думать,
Мол, поэт в веселом рвении
Вовсе выкинул из трюма
Грусть и мудрое сомнение. Однако далее после этого интимного признания он пытается все же «кончить весело»;
Ну - ка, братцы, ки-пя-точ-ку!
Ну - ка, милые, за весла! Но, как говорится, «песня испорчена»: основной лейтмотив стихотворения - тихое, грустное сочувствие к потревоженным «волной» не уничтожено кое - как пристегнутой «веселой концовкой».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.