Буерный спорт

Б Винтер| опубликовано в номере №47, февраль 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

ДЛЯ НАС развитие буерного спорта ценно тем, что он является лучшей подготовкой к управлению яхтой. Последнему в Красном флоте уделяется большое внимание. Буерист, знакомый с практикой управления парусами, умеющий правильно пользоваться силой ветра явится во флот уже подготовленным военмором. Принцип управления парусным буером ничем не отличается от управления яхтой; таким образом, здесь на практике можно изучить парусное мореходство.

Буеру нужно лишь одно условие - это наличие больших ровных пространств льда (взморья большого озера и т. д.). Езда на буере по снегу связана со многими неудобствами.

Как на первую ступень к буеру укажем на так называемого «человека на парусах». Это - весьма примитивное приспособление для езды под парусом на лыжах или коньках. Здесь человек служит в качестве мачты, опирая паруса на свою спину. Этот вид спорта весьма ценен и в чисто физическом отношении, ибо развивает равномерно мускулатуру всего тела: парус требует упора тела упругости, противодействия силе ветра.

Коньковый парус делается из трех палок (лучше бамбуковых как наиболее легких) размерами 160 - 200 см, (средняя горизонтальная) и 60 см. Палки скрепляются или металлической муфточкой или проволокой. Можно сделать остов складным при помощи петель, которые употребляются для двери шкафов. Полотнище прикрепляется к остову на концах к ввинченным петлям и держится при катании за спиной под некоторым углом к направлению движения; изменение этого угла дает возможность лавировать и изменять скорость.

Гоночный парус делается установкой палок крестообразно за спиною. Крестовины имеют длину около 400 до 500 см, смотря по росту спортсмена. Для среднего веса лыжника, считая вместе с одеждой 5 пудов, требуется площадь паруса в 7 - 9 кв. метров. Должно следить, чтоб парус не был слишком высок, ибо тогда ветер будет перекидывать его через голову. При небольшом росте парус делается шире и ниже.

Второй ступенью к постройке настоящего буера служит изготовление моделей буеров в 20 - 25 см длины. Устраивая состязания моделей, конструкторы таковых смогут совершенствоваться и найти наиболее пригодный тип по своей легкости уравновешенности и точности пригонки частей. Во всяком случае, на модельные гонки следует обратить серьезное внимание и не считать это детской забавой.

Теперь приступим к описанию нормального типа буера.

Основное качество хорошего буера - это прочность и легкость. Дерево употребляют: дуб, ясень, сосна ель (но не осину); рангоут (мачта, деревянные части парусности) делают из ели с утончением к одному концу; во избежание перегибов в середине. Все деревянные части должны быть не гнущимися, кроме переднего бруса (подушки), который эластичен и должен смягчать удары коньков об лед. Дерево берется без сучков, с мелкой прослойкой. Следует избегать в креплениях толстых сквозных болтов (отверстия уменьшают прочность дерева) и крепить железными скобами.

Основа буера - треугольный остов ABB из еловых брусьев 15 X 5 см Главная поперечина внутри остова С укрепляется на расстоянии 95 см от бруса А, имеет длину 150 см и скреплена с А двумя продолинами Д. Основные брусья А, В и В скреплены между собой в углах болтами 12 - 15 см диаметром, а сверху железными накладками в форме углов. Бушприт Е имеет квадратное сечение со стороною в 5 см у переднего конца и до 10 см у заднего, где он туго всажен в поперечину С, болтом скреплен с А и тягами с концами переднего бруса.

На конце планок Д и Д набивается скамейка отверстием для мачты. Скамейку можно сделать Закрытой для провизии. Доски Д служат палубой (для пассажиров). Их можно набить чаще и сделать сплошными. В отверстия F и F (слева и справа) входят болты от полозьев коньков. Полозья следует заказать кузнецу или слесарю. Он сделает их из массивного железа, длиною в 75 см и вышиною в 30 см Ножки коньков укрепляются к буеру гайками.

Руль буера имеет тело в 35 см длины, закругленное с двух сторон и ось, вокруг которой он вращается («рудерпис»), с кольцевым упором, вырезом квадратного сечения для ручки («румпеля») и гаечной нарезкой. В кормовую часть буера вставляется толстый деревянный треугольник, 10 - 15 см толщиной (он обозначен пунктиром на большом рисунке) с отверстием, вокруг которого (снизу) набивается железное кольцо для рулевого упора. Сюда вставляется руль, и румпель закрепляется гайкой.

Между прочим, коньки можно сделать также и деревянными, обив снизу и спереди массивным железом (эти резаки лучше сделать стальными). Для смягчения ударов желательно на упор конька положить под корпус буера массивное резиновое кольцо.

Мачта из стройной ели имеет высоту (при данных размерах буера) в 360 см, 12 см диаметра внизу и 9 см наверху. Мачта укрепляется в отверстии скамейки, связывается накрепко углами с бушпритом и удерживается тягами.

Наш буер оснащен двумя парусами: рейковым гротом (в виде трапеции) и кливером (треугольный). Рейковый грот имеет два рейка: 160 см - верхний (гафель) и 365 см - нижний (гик). Таким образом, парус имеет размеры: у мачты 245 см, 150 см по гафелю, 350 см по гику и 395 см по наружному краю. Оба рейка имеют вилообразное начало, упирающееся в мачту. Паруса сшиваются из толстой парусины, по размерам, которые мы указали, подрубаются и через обшитые отверстия пришнуровываются крепкой бечевой к рейкам. По мачте парус ходит на шести кольцах. На рейковом гроте в один или два горизонтальных ряда делают отверстия, через которые пропускают бечевки, торчащие с обеих сторон: с их помощью можно при сильном ветре уменьшить площадь паруса, брать рифы, подтягивая и укрепляя на них реек («рифсезни»).

Крепление парусов производится пятью блоками: два на кормовой стороне вверху мачты у гафеля, один с противоположной стороны для кливера, два на самом гафеле. Фал (веревка) для подъема рейкового грота закреплен на конце гафеля, проходит через верхний блок мачты, верхний блок гафеля и снова через верхний блок мачты идет к нижнему блоку гафеля, затем на нижний блок мачты и опускается к палубе, где и закрепляется. Этим фалом рейковый грот опускается и поднимается. Парусность для хорошего хода должна быть большой. Она вычисляется по формуле (поверхность паруса = 3В2, где В - ширина буера). Лыжи делаются шириною от 6 до 10 см. Маленький буер лучше ходит на широких, большой - на узких лыжах. Боковые лыжи должны быть длиною от 30 до 15 см, рулевой - не более 10 см. Вот вкратце описание постройки простейшего типа буера.

Управление буером весьма схоже с управлением парусной лодкой, с той разницей, что здесь нет опасностей, связанных с плаванием на воде.

Желающие все это могут найти в любом руководстве парусного спорта. Из всей литературы на русском языке укажем наиболее солидные: Людвиг - «Парусный спорт» и Двигубский - «Практическое руководство к парусному плаванию».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены