Будут ли «звезды»?

Анжела Хачатурьян| опубликовано в номере №1466, июнь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

До начала заключительного этапа «Юрмалы- 88» остались считанные дни. Что принесет нынешний Конкурс молодых исполнителей советской эстрадной песни? Есть ли надежда, что на небосклоне нашей эстрады зажгутся новые звезды?..

Эти вопросы волнуют читателей «Смены».

Множество откликов пришло на опубликованную в начале этого года статью «Игра без правил» о «Юрмале-87»...

«...Меня конкурс в Юрмале разозлил, толку от него — ноль! Как и от всех остальных конкурсов». (Е. Белова, г. Химки).

«...О том, что «пробиться» на телеэкран молодежи невозможно, знают все — вспомните хотя бы состав традиционной передачи «Песня-87». Но куда хуже, когда проводят в помощь начинающим певцам всякие конкурсы, и чуть ли не на следующий день забывают об открытых талантах. Надежды, мечты о будущем — все прахом! Дайте микрофон бывшим юрмальцам, не сомневаюсь, много нелицеприятного скажут они чиновникам, в руках которых исполнители — «игрушки» на час. Поиграли — надоело, забросили. Ничего — в новом году новые «игрушки» привезут в Юрмалу. Неужели на телевидении не понимают, что аморально и нечестно проводить такие «игры»?!» (Л. Павлова, Чебоксары).

Немало подобных по безнадежно мрачному настроению писем пришло в редакцию в ответ на статью «Игра без правил», посвященную итогам Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни. И практически во всех — и в письмах-протестах, и письмах-вопросах, и письмах-пожеланиях с перечнем конкретных советов по организации предстоящего конкурса в Юрмале — полное отрицание возможности каких-либо перемен к лучшему не только в юрмальском эстрадном конкурсе, но и вообще в «системе» работы с молодежью на телевидении» (И. Журкина, Москва). Сей скорбный «лейтмотив недоверия» не хандра подростков-нигилистов, а результат порочной практики развития телеэстрады, которая во времена не столь далекие не раз доказывала, что молодым не везде у нас дорога.

Так что же — ситуация абсолютно безвыходна? Думаю, нет. Бескомпромиссная борьба на состязаниях молодых певцов в Юрмале, игра по правилам возможны. Прежде всего потому, что сейчас, после выступления прессы и общественности, правила эти появились. Секретариатом ЦК ВЛКСМ совместно с Коллегией Гостелерадио СССР утверждено Положение о 111 Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской эстрадной песни, которое призвано урегулировать целый ряд острых вопросов, порожденных двухлетней практикой юрмальского конкурса. Немаловажно, что все изменения в Положении направлены на демократизацию существующей системы организации и проведения «Юрмалы-88», принципов отбора претендентов, а главное, предусматривают создание равных условий борьбы на всех этапах конкурса.

Как известно, основной задачей юрмальского смотра является выявление новых талантливых исполнителей, поэтому его организаторы постарались максимально расширить географию «Юрмалы-88». В специальном дополнении к Положению о конкурсе приводится список регионов, где и проводились нынешние зональные и республиканские смотры. Эта своеобразная схема-разбивка насчитывает 22 региона. О размахе предъюрмальских мероприятий свидетельствует и тот факт, что только в РСФСР в каждую из восьми зон входит от 10 до 13 областных центров, краев, автономных республик.

Квалифицированно организованные на местах прослушивания показали, что талантливая молодежь, достойная участвовать в «Юрмале-88», есть и в Ашхабаде, и в Ташкенте, и в Уфе, и в других городах, из-за административной неразберихи «выпавших» в прошлом году из участия во II Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской песни.

Учитывая столь внушительные масштабы молодежного песенного форума, а также возросший «объем» работы жюри, оргкомитет счел целесообразным «Юрмалу-88» провести на сей раз в три этапа: региональный, центральный, заключительный.

Каждый региональный центр в соответствии с правилами выдвигал двух лучших исполнителей для участия в центральном этапе, однако жюри на местах впервые было предоставлено «право резерва». Благодаря этой «оговорке», на сцену концертного зала «Дзинтари» в финале выйдут, например, Вадим Чумак из Калуги, Анна Резникова из Москвы.

Кроме того, в порядке исключения допускаются исполнители, не имеющие профессионального статуса, но достигшие профессионального уровня мастерства и на этом основании рекомендуемые комитетами по телевидению и радиовещанию для участия в «Юрмале-88».

«...Одна из причин неудачно прошедшего конкурса в Юрмале та, что на нем исполнялись монотонные, однообразные песни. Телезрители были вынуждены слушать одни и те же песни все дни подряд. Но надо же в конце концов и о миллионах телезрителей вспомнить! Тем более, конкурс должен иметь и свою публику, а при таком однообразном репертуаре ее сохранить не удастся» (Ирина Колесникова, г. Семикаракоры Ростовской области).

О том, что телезрителям совсем не безразлично, «что поет Юрмала», пишут наши читатели: супруги Лиля Николаевна и Виктор Константинович Чалых из Орла, Анна Решук из Ивано-Франковска, Александр Терентьев из Чебоксар и другие.

Действительно, дальнейшее развитие и популярность юрмальского смотра находятся в прямой зависимости от популярности его у наших композиторов. Но и сегодня нельзя привести примеров рождения крепкого творческого союза победителей прошлых юрмальских фестивалей с известными мастерами-песенниками. Роль Союза композиторов СССР в судьбе Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни до сих пор сводится лишь к формированию его жюри. Поэтому вновь вопросы репертуарной политики нынешнего конкурса были отданы на откуп работникам Центрального телевидения, которые подвергли тщательнейшей регламентации только принципы формирования репертуара заключительного этапа телевизионного конкурса в Юрмале, что, впрочем, объяснимо: концертная программа финала будет транслироваться по Центральному телевидению, Интервидению и Всесоюзному радио. Музыкальная программа каждого участника последнего этапа будет в этом году состоять из трех песен, причем две из них — «местного» композитора, коим считается автор, проживающий в одном регионе с исполнителем. Третья песня — популярный шлягер, написанный в период с 30-х по 80-е годы. Введение в качестве обязательного элемента исполнения популярного шлягера прошлых лет, на мой взгляд, вполне разумно, поскольку оно поможет сделать музыкальную палитру фестиваля ярче, многограннее, богаче, а также позволит огромной молодежной аудитории телезрителей познакомиться с лучшими образцами отечественной эстрадной музыки.

Между тем устанавливаемые теперь «рамки» ни в коем случае не ущемляют свободы выбора песенного материала исполнителями.

Стоит сказать и о мерах, принятых для создания равных условий борьбы на сцене «Дзинтари» и нормального психологического микроклимата. Теперь исполнители будут петь в сопровождении инструментальной фонограммы, что сразу снимает с повестки дня вопросы организации репетиций с «незнакомым» оркестром.

Итак, как видим, практически все вопросы жизнедеятельности III Всесоюзного конкурса молодых исполнителей советской песни в Юрмале подверглись скрупулезной ревизии и доработке в сторону демократизации и гласности.

Обнадеживает и радует активное участие Отдела культуры ЦК ВЛКСМ в подготовке III Юрмальского телефестиваля. Решены многочисленные, хотя и незаметные для зрительского взгляда вопросы, без которых невозможно проведение конкурса — от размещения в гостинице до выступления участников перед тружениками республики. Готовы реклама и символика фестиваля; думают в отделе и о том, как сделать, чтобы после окончания конкурса его победители не затерялись в общем круговороте нашей эстрады. Уже сейчас ведутся переговоры с творческим объединением «Рекорд» о возможности получения победителями «Юрмалы-88» творческого образования на базе «Рекорда» за счет средств комсомола. И это не просто планы, это реальность.

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены