Будни войны

М Осипов| опубликовано в номере №379, март 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Поведение Челяпова на фронте - продолжение его честной жизни в мирное время. В недавнем прошлом он был колхозным чабаном. Однажды отару овец, которую он пас, застиг в горах буран. Овцы могли погибнуть. Челяпов не дал им погибнуть. Когда падали слабые овцы, он нёс их на руках, как детей, а ночью он своим чекменём и шубой накрывал маток. Четверо суток Челяпов не имел во рту хлеба, - он не зарезал ни одного ягнёнка. Он спас свою отару, не потеряв ни одной овцы. Правительство наградило его медалью «За трудовую доблесть».

Таковы герои Кожевникова - люди сильные и гордые, смелые и неустрашимые, благородные душой, чистые сердцем, страстно любящие свою родину - её землю, леса, реки, озёра, города и деревушки - и ненавидящие тех, кто решил всё это - наше, родное, кровное - присвоить себе, а наших людей превратить в рабов.

В рассказе «Крик в ночи» Кожевников удачно сказал о немцах - самовлюблённых, заносчивых, наглых, когда сила на их стороне, и жалких, лебезящих, когда их постигает беда. «Кто был на фронте, - пишет он, - тот знает, как ночью после боя... кричат раненые немецкие солдаты. Они воют как домашние животные. когда их режут. Слушать эти вопли невыносимо».

«Наш раненый русский боец переносит страдания с молчаливым достоинством. Даже накануне смерти, когда человеку, в сущности, всё безразлично, боец борется за свою воинскую гордость, стиснув зубы, впиваясь пальцами в землю, и молчит».

В этом контрасте сказывается всё различие между русскими и немцами; очевидное, неоспоримое превосходство русский - залог и основа нашей победы над врагом. Недаром в одном из своих произведений Белинский пишет; «У всякого человека есть своя история, а в историях свои критические моменты и о человеке можно безошибочно судить, только смотря по тому, как он действовал и каким он являлся в эта моменты, когда на весах судьбы лежали его жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем грандиознее его история, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее».

Но наиболее полно великую духовную силу русского человека Кожевников раскрыл в повести «Март - апрель». Это, - несомненно, одно из лучших произведений, появившихся в нашей литературе за время отечественной войны. Опубликованная во фронтовой печати в мае 1942 года повесть «Март - апрель» была одним из первых произведений, в центре которого стояло не простое описание событий: поведения бойца на войне, его подвигов, - а раскрытие внутреннего мира, мыслей, чувств, переживаний советского воина. «Март - апрель» - произведение психологическое, образы героев, выведенные в повести, глубоко индивидуальны, со своим, личным, неповторимым своеобразием.

В грубом, резком, замкнутом капитане Жаворонкове таилась мягкая, чуткая душа. Ему пришлось пережить большое и непоправимое горе: 22 июня 1941 года жившие в пограничном посёлке его жена и ребёнок были раздавлены гусеницами немецких танков. «Капитан стыдился своего горя... он не хотел, чтобы несчастье было источником его бесстрашия». Он обманывал окружающих, делая вид, что жена его жива и здорова и он получает от неё письма.

Писатель ставит вопрос: в чём источник ненависти советских людей к врагу? И Кожевников утверждает: ненависть, которая движет нашими воинами, которая вселяет в них силы для преодоления самых серьёзных преград, вовсе не является только следствием личных испытание и утрат, понесённых в результате немецкого нашествия. Ненависть советских людей к немцам имеет более глубокий смысл: она кроется в безграничной любви каждого русского человека к своей родине, к своему народу. И потому всякий иноземец, который пришёл на нашу землю, чтобы осквернить её, является для каждого из нас личным, смертельным врагом.

Многие сравнивают «Март - апрель» с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни». Те, кто думают так, глубоко заблуждаются. У Джека Лондона более сильный из двух героев, охотников за золотом, в тяжёлую минуту, не задумываясь, бросает своего беспомощного, умирающего товарища посреди безлюдных канадских просторов. Он уходит, не оборачиваясь на стоны и крики друга, с единственной мыслью - выжить самому и сохранить при себе залог своего будущего счастья - тяжёлый мешок золота, с которым он так и не расстаётся до своей смерти. Полной противоположностью являются отношения Жаворонкова и Михайловой - героев Кожевникова, попавших в условия, несколько напоминающие те, которые описаны у Джека Лондона.

«Март - апрель» - это повесть о трогательной заботе друг о друге двух умирающих от истощения и ранений людей, их взаимном самоотречении и бескорыстной помощи. Это гимн высокому, прекрасному чувству товарищества, чистой и нерушимой дружбе.

И здесь хочется ещё раз возвратиться к параллелям, которые проводятся между повестью Кожевникова и рассказом Джека Лондона. Что толкало вперёд умирающих золотоискателей, что заставляло их двигаться до последней возможности, ползти с каким-то дьявольским, неистощимым упорством? Название рассказа как будто само призвано дать ответ на этот вопрос: любовь к жизни. «Как разумное существо, - пишет Лондон об одном из двух своих героев, - он больше не боролся. Гнал его вперёд только инстинкт жизни, который не хотел умирать». Таким образом, единственной силой, двигавшей золотоискателей, как это признаёт сам автор, было чисто биологическое чувство - жажда самосохранения.

Герои Кожевникова любят жизнь не меньше героев Джека Лондона. Но у них нечто более первостепенное и значительное, чем их личное преуспевание: это судьба родины. Раненый парашютист, с вывихнутой ногой, с тяжёлыми ожогами на теле, истощённый голодовкой, совершенно обессилевший, всё же продолжает ползти с одной мыслью - выполнить задание.

«В сознании тяжело раненого парашютиста была только одна мысль: добраться до того пункта, который указал ему командир, добраться во что бы то ни стало и, может быть умереть на пути от истощения и терзающей его нечеловеческой боли ожогов. Но всё, что оставалось в нём живого, стремилось туда, вперёд, с жадным упорством... Всё его истерзанное существо стремилось к сердцу той точки, на которую указал ему командир».

Те же мысли и чувства владели Жаворонковым и Михайловой, когда, обнаружив аэродром немцев, каждый из них предлагает пожертвовать своей жизнью, чтобы, вызвав на себя смертоносный груз наших бомбардировщиков, уничтожить находящиеся на аэродроме вражеские самолёты.

Жаворонкову и Михайловой удаётся преодолеть множество нечеловеческих трудностей, пройти трудный путь испытаний и, выполнив задание командования, благополучно добраться в свою часть.

«Март - апрель» останется в нашей литература повестью о величии, красоте и стойкости, о могучей духовной силе наших людей, об их беззаветном патриотизме.

Эта короткая повесть убедительнее многих сотен иных страниц говорит о том, почему мы победим, почему мы не можем не победить.

Следует» заключение сказать, что не всё, написанное Кожевниковым, равноценно по своим литературным достоинствам. Некоторые рассказы сводятся к простому описанию какого-нибудь забавного случая, фронтового анекдота. В центре этих произведений стоят не люди, а факты, описание происшествий. Таковы «Два сапёра», «Концертный номер», «Надпись», «Вопрос о бессмертии», «Подходящий случай». Хорошо, что подобных рассказов у писателя в каждой новой его книжке становится всё меньше.

Вадим Кожевников - молодёжный писатель. Большинство его героев - ровесники Октября шли люди, ещё более молодые по возрасту. Именно потому для нас рассказы Кожевникова особенно ценны. Кожевникову удалось показать моральный облик молодого советского человека в дни войны, человека, в котором соединились все лучшие черты русского народа и всё то новое, что принесло им двадцатипятилетние советской власти, - высокую идейность и самую справедливую на земле - коммунистическую - мораль.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены