Будни войны

М Осипов| опубликовано в номере №379, март 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Военные рассказы В. Кожевникова

Вадим Кожевников пишет только о войне. Но только в дни великой отечественной войны он вырос как писатель. Его почерк стал твёрже, он пишет вдумчивее, умнее. (Он блестяще знает тему, материал, людей. Герои рассказов Кожевникова - люди скромные и простые, с достоинством выполняют свой долг перед родиной - истребляют немцев. О ком бы ни писал Кожевников: о бойце или колхознике, о пионере или девушке, - у всех у них одна страсть - всё делать как можно лучше, чтобы приблизить час разгрома врага.

Но герои Кожевникова не однолики: автор тонко выписывает характер каждого из них, улавливает еле заметные человеческие черты.

Герои Кожевникова не взрывают себя гранатами, не закрывают своими телами амбразуры вражеских дзотов, не совершают всего того, что является вершиной человеческой храбрости. Его герои - рядовые солдаты, те, из которых состоит многомиллионная наша армия.

Тема рассказов Кожевникова – это, прежде всего, военные будни. Бойцы идут в атаку, санитары спасают раненых, разведчики приводят «языка», сапёры разминируют минные поля или наводят мосты. Кожевников раскрывает высокие моральные качества русского солдата: его способность к полному отречению от всяких личных интересов, его готовность идти на любые жертвы для спасения друга по оружию, для достижения поставленной цели.

До войны рассказы Кожевникова на эти же темы часто были сантиментальными и надуманными. Стоит, например, вспомнить рассказ «У лошади был выходной день», где конюх, не желая тревожить отдыхающую лошадь, отправляется пешком за много вёрст, чтобы доставить спешное донесение. Или рассказ «Ночной разговор», в котором описывается, как лётчик-депутат по просьбе двух неизвестных ему старух идёт на живодёрку, чтобы выручить их собачку Лезю.

Так большая тема гуманизма советских людей превращалась в анекдоты. Избежал этого Кожевников, пожалуй, только в одном из лучших своих старых рассказов - «Огни».

Напомним кратко его содержание. Вражеским диверсантам ночью удаётся переставить пограничные бакены с середины реки ближе к своему берегу. В это время показывается большой транспорт с демобилизованными красноармейцами, который держит курс по огням. Транспорт неминуемо должен попасть в чужие воды. Но жена пограничника Настя Кудряшова, желая заставить транспорт повернуть к нашему берегу, обливает свою хату керосинам и поджигает её.

- Ведь не могут они без жалости проехать мимо горящей советской хаты, - объясняет она.

В огне гибнет всё её добро, но провокация врага сорвана.

Продолжая эту тему гуманизма, Кожевников в своих рассказах о войне поднимается как художник. В рассказе «Григорий Кисляков»

разведчик-парашютист Кисляков, возвращающийся с ценнейшими сведениями на свою базу, проходит мимо родной деревни. Случайно он становится свидетелем того, как немцы пытают его отца. «Они его не стреляли, - рассказывает потом Кисляков, - они ему руки и ноги сначала прикладами ломали. А я сидел в рощице и смотрел. Не имел я права себя проявлять. Сведения ценнее обоих с моим батькой жизней были».

Настя Кудряшова, Григорий Кисляков и многие другие герои рассказов Кожевникова - новые, советские люди. В минуты, когда решаются судьбы родины, все личные интересы, всё, связанное с их собственным благополучием, отступает на второй план. Служение родине требует жертв. И они идут на эти жертвы без колебаний и сомнений, идут потому, что этого требуют интересы общества, интересы их народа.

Герои Кожевникова - люди скромные и благородные - никому не прощают поступков низменных, роняющих честь и достоинство русского солдата.

Рядовой Тимофеев убивает за трусость близкого человека («Баллада о дружбе и ненависти»).

« - Застрелил я его. На рассвете вчера. Позорной смертью умер он... Умирая, просил он меня... сказать что погиб от врага. «Ведь мы свояки, - шептал он мне, - смолчи и прости за всё». Но я не смолчал и не простил...»

Тимофеев не простил трусости человеку, которого любил и дружбой которого дорожил.

« - Я Степана любил, - говорит Тимофеев... - Он песни знал все наизусть, и, когда ночь густа, а в сердце тоска, он песни пел. И не было лучшей награды.

«... Что будет теперь? Что скажет теперь мне Степана семья?

Но пусть тысячу раз повторится тот час. И тысячу раз я б труса убил?.. И если б фашисты поймали меня и тело бы стали рвать, - знай комиссар, знай родина - мать: не стоном, а смехом ответил бы я на пытки и муки те».

Но из всех врагов самый страшный враг был мне он - трус».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены