О спорте на западе
Друзья спорта - так иронически называют фабрикантов, директоров предприятий, банкиров и т. п. публику рабочие спортсмены за границей. Называют не без оснований. В самом деле, в правлениях почти всех спортивных и гимнастических клубов и обществ, принадлежащих буржуазным союзам, непременно состоят в качестве председателей, секретарей, казначеев, почетных я просто рядовых членов владельцы фабрик и заводов, крупные финансовые тузы. Все эти businessmenы - люди дела, как говорят в Англии, с успехом применяют свои способности коммерсантов и в спортивной работе. При чрезвычайном развитии спортивного ажиотажа, борьбы за первенство, которое мы наблюдаем в буржуазных спортивных организациях за границей, громадную роль играет привлечение крупных спортивных сил, выдающихся чемпионов в состав своего клуба. Чемпионы не переходят из клуба в клуб так себе, ради прекрасных глаз. Требуется нечто существенное. Здесь и шевелятся члены правлений, имеющие за собой заводы и банки.
Вот один из примеров. В Финляндии появился феноменальный бегун на длинные дистанции - Г. Колехмайнен. На буржуазной Олимпиаде он устанавливает ряд мировых рекордов. Атлетический клуб в Нью - Йорке решает заполучить к себе этого бегуна. Дело обстоит не так просто. Если бы Г. Колехмайнен был профессионалом, разговор шел бы только о сумме. Но финский бегун - «любитель». Это значит, что его нельзя купить открыто. Правление американского клуба разрешает вопрос быстро. Г. Колехмайнен - крестьянин, занимающийся мелким кустарным промыслом, получает предложение на службу в Америке. Работа нетрудная - наблюдать за работой персонала, обслуживающего подъемную машину в одном из нью - йоркских небоскребов. Оклад - шесть тысяч долларов в год (около 12 тыс. рублей). Колехмайнен не заставляет себя долго упрашивать.
В Будапеште (Венгрия) имеется крупный спортивный клуб, в котором одно время большая часть чемпионов служила в министерстве юстиции. Дело объяснялось очень просто. В правлении клуба состоял глава министерства.
Вполне понятно, что фабриканты и заводчики интересовались привлечением не только чемпионов в свои клубы. Важно было втянуть и рабочих своей фабрики в занятия спортом, заставить их с головой погрузиться в спортивную жизнь, в царство рекордов, первенств и т. п., чтобы позабыть о противоречиях буржуазного общества, о классовой борьбе. Это удавалось с успехом, но не всегда. Наступал момент, когда рабочие начинал понимать, что он в чужом для себя клубе, рвал путы и уходил в рабочий спортивный клуб. Нужно было найти новые формы охвата рабочих спортом. И вот появляется так называемый фабрично - заводской спорт.
Первые фабрично - заводские спортивные кружки были основаны в Германии во время инфляции. Курс бумажных денег падал с каждым днем, соответственно поднимались цены на предметы первой необходимости. Все более требовательными становились рабочие. Нужно было непрерывно изыскивать новые формы расслоения рабочих, отвлечения их от классовой борьбы. И вот германские капиталисты решили перенять удачный опыт Америки.
В Берлине были взяты на учет все более или менее крупные спортсмены, работающие на фабриках. Они были вызваны к своим начальникам, которые отеческим тоном известили спортсменов о новой эре на фабрике, об организации спорта «в интересах оздоровления рабочих». Всем таким спортсменам предлагалось уйти из своих клубов на площадки при своих производствах. Согласившимся давались обещания улучшить служебное положение, несогласным - угрожали увольнением. Обязательным условием работы на площадке ставилась полная политическая «нейтральность». В результате в Берлине довольно быстро организовалось около 50 кружков при фабриках и заводах.
Встречаются и более открытые формы «классового воспитания». В Берлине напр. при полицейском спортивном клубе организовалось отделении молодежи. В этом отделении 300 членов, из них ни одного полицейского. Эта молодежь должна пополнять кадры явной и тайной полиции.
Члены фабрично - заводских спортивных кружков нередко получают бесплатное спортивное обмундирование, всяческие льготы при выступлениях на состязаниях и т. п. Член кружка, тренирующийся к состязаниям, в которых он будет выступать от имени своей фабрики, может раньше времени уйти с работы, иногда даже получает автомобиль для проезда на площадку. Другое дело если рабочий захочет выступить на состязаниях от имени рабочего спортивного клуба. Он стоит под угрозой прямого увольнения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.