В картине «Кем быть» (реж. Жемчужный), по одноименному стихотворению Маяковского, матрос ныряет.
Тамара Кекина и Костя Перемиловский опускают в воду нептуны. Это - перевернутые деревянные пирамидки, внутри пустые, лишенные основания. В гранях - круглые отверстия. Нептуны легко погружаются в бассейн с водой - вода вливается в отверстия.
При вытаскивании - нужный шум, вода выливается, пена, брызги.
В этой же картине дан полет самолета. Гуд, специфический гуд аэропланного мотора делается очень просто: концом оси работающего моторчика в 1/4 силы водят по донышку цинкового ведерца. Высота шума зависит от расстояния конца оси до центра - наиболее звучащего места.
При съемке звуковой кинохроники, когда Безыменский читал о Харьковском тракторном:
«Итак, окончены разведки, Завод, сплошной огонь открой! Привет гиганту пятилетки, Вступившему сегодня в строй!»
За спиной его, вне поля зрения объектива киноаппарата, работал «трактор».
Деревянное колесо с зубьями, вращаясь, задевало за язычок и полоску туго перевязанной жести, хлопающей по резинорующей фанерной коробке. Говорил Безыменский и работал трактор.
Аналогичным способом, с небольшими изменениями, делается автомобиль.
Работа большинства машин сопровождается повторяющимися ритмами. Владимир Александрович сконструировал ритмокомбинатор.
Одно из шести сталинских условий - ликвидация обезлички. На эту тему на экране комедия - мультипликация «Паровоз, лети вперед». Пьяные машинист и помощник храпят. Звуки условны. Валя Ладыгина, серьезная светловолосая девушка, дает знак - один, глядя на экран, храпит в микрофон, другой при «выдохе» вертит рукоятку ветра.
В звуконепроницаемой камере звукооператор Соболев фиксирует звук. Звукооператор улыбается.
Картина «Земля жаждет» (реж. Райзман). Идут солдаты. Шаги - тр... тр... тр...
Делалось так: полоска гофрированной бумаги, идущей для упаковки лампочек, натянута на резонатор... По бумаге Вл. Ал. водит пальцами, согнутыми в суставах... Эффект исключительный!
В павильон входит М. Ромм. Он принес список шумов для находящейся в производстве картины «Твердеет бетон» (реж. А. Мачерет).
В списке - работа экскаватора, грохот ссыпаемых с думкара камней и т. д. Шумы грудные.
В шумовом цехе - производственное совещание с рационализаторскими предложениями. Идет овладевание техникой. Ассистент режиссера знакомит шумовиков с особенностями каждого из шумов. Каждый думает и каждый предлагает. Приходит Вл. Ал. и дает свое. Все объединяется и начинаются поиски фактуры шума, общей его установки. Потом приходит механик Плюша. Он берет моток ленты и уходит в проекционную будку.
Все приготовились. Каждый у своего прибора. Режиссер одевает наушники.
На экране картина. Репетиция. Репетиций много - для синхронности...
Наконец синхронность получена. Дверь павильона запирается, зажигается сигнал: «Идет запись - полная тишина!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.