Бой в воздухе

В Сытин| опубликовано в номере №340, апрель 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первая схватка

Осенью 1914 года несколько корпусов русской армии успешно наступало на Львов. 11-й авиационный отряд вел регулярную воздушную разведку.

Однажды, когда русские летчики уже вернулись на свой аэродром, расположенный около местечка Жолкиева, в воздухе появились три австрийских самолета.

Австрийцы, очевидно, намеревались повторить попытку сбросить бомбы на аэродром или железнодорожную станцию.

В то время зенитных орудий еще не было. Летчики противника спокойно стали снижаться.

Тогда командир 11-го авиационного отряда Нестеров - тот самый, который прославился, сделав первым в мире «мертвую петлю», - решил помешать противнику. Он быстро взлетел и стал набирать высоту.

Но как бороться с противником в воздухе? Пулеметов на самолетах еще не ставили, хотя Нестеров и предлагал вооружить ими русскую авиацию. Начальство нашло, что это не нужно.

Нестеров решился таранить один из австрийских самолетов, т.е. попросту ударить его сверху колесами своего легкого поворотливого «Морана».

Такой маневр был очень опасен. Все же летчик-патриот пошел на риск. Со свойственным ему искусством пилотирования он занял выгодную для атаки позицию над средним австрийским самолетом и бросил «Моран» вниз. Колеса самолета Нестерова коснулись правого верхнего крыла машины врага, она накренилась, а затем стала разрушаться и, кружась, пошла к земле. «Моран» отважного летчика также получил повреждения от удара. Но первое время он спирально планировал вниз, и лишь в пятидесяти метрах от земли, на высоте десятиэтажного дома, вдруг стал стремительно падать.

Так гибелью обоих летчиков кончилась первая схватка в воздухе...

Тузы

Примерно через год после этого события на боевых самолетах стали устанавливать пулеметы. Их укрепляли над головой летчика или летчика-наблюдателя на верхних плоскостях крыльев или на специальной поворачивающейся дуге - турели, в задней части фюзеляжа.

Воздух стал ареной ожесточенных битв. Каждый из противников стремился помешать другому вести воздушную разведку и бомбометание. Появились специальные самолеты воздушного боя - более быстроходные и поворотливые, вооруженные одним или двумя пулеметами, стреляющими прямо вперед через вращающийся винт. Такая установка пулеметов стала возможной после изобретения особого механизма - «синхронизатора». Этот механизм приводил в действие пулеметы только тогда, когда лопасти воздушного винта находились в поперечном положении, и поэтому пули не могли их задеть.

Назначение самолетов воздушного боя - истреблять самолеты противника - дало им название «истребители».

Появились и летчики, специализировавшиеся в воздушных боях. Их также стали называть «истребителями». Некоторые из таких летчиков, одержавшие более десяти побед в воздухе, горделиво назывались «асами», то есть «тузами».

Наибольшее количество самолетов противника (французов и англичан) сбил немецкий «ас» Рихтгофен. Он одержал восемьдесят побед в воздушных боях. Его брат Лютер также был известным «асом»: он победил в сорока схватках.

У французов и англичан крупнейшими «асами» были летчики Рэне Фонк и Меннок. Они сбили по семьдесят пять самолетов противника.

На русско-германском фронте война в воздухе велась не так ожесточенно, как на западном, воздушных боев здесь было меньше. Все же русский летчик Крутень, прозванный товарищами за отвагу и мужество «витязем», сбил пятнадцать самолетов.

Общий итог боевой работы истребительной авиации за мировую войну 1914 - 1918 годов выражается внушительной цифрой: за четыре года в воздушных боях истребителями сбито около восьми тысяч самолетов!

Дуэль

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены