Летчик Крутень был в разведке. Осмотрев расположение противника, он повернул обратно и в это время заметил три вражеских самолета. Крутень решил атаковать их. Он поднялся выше, спрятался в облака и так пролетел некоторое время, чтобы незамеченным приблизиться к противнику. Потом вынырнул из облаков и устремился сверху на средний, командирский самолет. Противники заметили нападение слишком поздно. Они стали поворачивать свои машины, чтобы встретить нападающего огнем передних пулеметов, но не успели. Крутень «нырнул» под хвост командира, затем немного приподнял свой самолет и в упор, на расстоянии тридцати - сорока метров, расстрелял вражескую машину.
Бой Крутеня типичен для истребителя времен первой мировой войны.
Это бой индивидуальный, один на один, «дуэль».
Истребители охотились за противником, поджидая его на высоте, маскируясь в облаках или в солнечных лучах, а затем внезапно атаковали пикирующим полетом. Это давало превосходство в скорости полета и позволяло быстро нагнать неприятеля. Затем истребитель старался приблизиться к самолету противника с хвоста на предельно короткую дистанцию - метров десять - пятьдесят, - наискось снизу или сверху, в так называемой «мертвой» зоне.
Если это удавалось, то противнику приходилось плохо.
Известного «аса» первой мировой войны Бельке спросили: в чем секрет его воздушных побед?
- Это очень просто, - ответил Бельке, - я подхожу ближе к своему противнику, тщательно прицеливаюсь, и он падает.
Что атаковать «очень просто», - это Бельке сказал, конечно, ради красного словца! Для того чтобы приблизиться к противнику на короткую дистанцию с незащищенной стороны, надо владеть искусством высшего пилотажа. Иначе нападающий легко может превратиться в атакуемого.
Например, если, пикируя на противника, нападающий помедлит, решая, как «заходить»: прямо в хвост или снизу под хвост - и... проскочит мимо цели, то противник, оказавшись выше нападающего, получает преимущество и может либо спокойно уйти, либо сам атаковать.
Бывает и так: нападающий не рассчитал и перешел с пикирующего на горизонтальный полет слишком далеко от противника. Тогда противник, заметив нагоняющий его самолет, может сделать боевой разворот и встретить его в лоб, а затем, когда машины, встретившись, разойдутся снова, либо уйти, либо принять бой на маневре, т.е. на различных эволюциях самолета.
Бой на маневре - это вторая стадия воздушного боя. Она наступает, когда нападающему не удалось сбить противника при первой внезапной атаке. На этой стадии победить может только тот летчик, который лучше летает. Каждый из противников стремится занять наиболее удобное положение - подлететь поближе к противнику с незащищенной стороны. У одноместных истребителей пулеметы могут поражать только вперед, и поэтому противники стараются сблизиться так, чтобы оказаться за хвостом друг у друга, сверху или снизу.
Прямо - на встречном курсе - атаковать хуже по двум причинам: во-первых, шансы быть пораженным огнем пулеметов равны; во-вторых, при сближении в лоб очень велика суммарная относительная скорость полета обеих машин. Поэтому летчику приходится менять направление полета за несколько сот метров до противника, иначе неизбежно столкновение обоих самолетов.
Атаковать сбоку невыгодно, так как в этом случае трудно попасть в противника: он мелькает «перед носом» с такой быстротой, что прицелиться точно, или, как говорил Бельке, «тщательно», невозможно.
Современные истребители имеют скорость в шестьсот и более километров в час. Это в четыре - пять раз больше, чем скорость полета, например, стремительно несущейся ласточки. А попробуйте в нее прицелиться!
Двухместные и многоместные современные боевые самолеты вооружены, как правило, пулеметами, а нередко и пушками, стреляющими не только вперед, но и назад.
Атаковать такие самолеты довольно сложно, так как нападающий для атаки должен приблизиться к противнику в «мертвом»
конусе, иначе он попадет под огонь задних пулеметов и может быть сбит ранее, чем сам откроет огонь.
Во время войны с финской белогвардейщиной был такой случай.
Три наших бомбардировщика, возвращаясь из далекого рейда, подверглись нападению одиннадцати истребителей белофиннов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.