«Смелый мечтатель и филантроп-практик» (по выражению журнала «Сатердэй ивнинг пост») Гарри А. Грегг с 1945 года искал богатых «жертвователей», чтобы с их помощью построить детское учреждение. Сам Грегг пожертвовал на строительство несколько тысяч долларов. Жест, как говорится, широкий, но... оставим пока филантропа-практика в покое. Мы, собственно, собираемся рассказать о нашей советской девушке, простой работнице Валентине Жмыховой.
Двадцатилетняя московская портниха комсомолка Валентина Жмыхова - небогатая девушка: у нее нет своего счета в банке, в ее бюджете разберется любой третьеклассник, умеющий считать до тысячи. Но богатство богатству рознь.
Отец Валентины был строителем метро, он погиб солдатом в последней войне. Он не оставил своей дочке в наследство капиталов. Отец оставил ей в наследство другое: истинную любовь к Отчизне истинную заботу о благе народа. И потому, что это наследство лопало в хорошие, честные руки, Валентина стала настолько богатой, что на ее средства и средства последователей ее почина швейная фабрика Краснопресненского района собирается выстроить детский сад.
... Начало седьмого; едва занимается рассвет. Девушки торопливо идут по улице, оставляя на нетронутом снегу четкие следы. Они заходят в небольшой павильон ателье, и в окнах сразу вспыхивает свет. Начинается трудовой день.
Девушки тихо переговариваются. И только Вероника Григорьева не принимает участия в разговоре: у нее что-то не «клеится».
Валентина Жмыхова берет из рук Вероники иголку:
- Ты не расстраивайся. Это не так уж просто - стегать ватин. Вот смотри...
Валентина похожа на доброго учителя, который сердится неумеючи, застенчиво, вероника мало спрашивает, хочет до всего дойти сама. А Валентине немножко обидно: она ведь обучает Веронику!
Мастер и ученица работают за одним столом. Но сразу заметно, что они не просто рядом, а вместе. Иногда Валя, взглянув «а работу Вероники, что-нибудь и скажет. Но чаще она посмотрит и удовлетворенно промолчит. Это самые приятные минуты для ученицы.
Первое время всем трудно. Самой Валентине Жмыховой, отличной портнихе, приходилось сначала нелегко. Правда, она и раньше увлекалась шитьем и вышиванием, но когда после десятилетки пришла в ателье, столкнулась со многими трудностями. Сложные фасоны, дорогие материалы, незнакомые приспособления. Тут технология, производство. А это совсем не то, что вышивка подушечек в свободное время.
На месте, где сейчас работает Вероника, два года назад сидела Валентина Жмыхова. Там, где сейчас трудится Жмыхова, работала мастер Аня Евсеева. Опытная портниха обучала Валентину и получала за это 360 рублей.
А Валентина... Взяв себе ученицу, она заявила перед всем коллективом:
- Портних в ателье не хватает. Я обязалась подготовить Веронику. Если постараться и ей и мне, можно это сделать не. за полтора года, как предусмотрено, а быстрее. Вероника будет мастером через год. Но я не хочу получать за обучение деньги. Вероника - помощница мне, а не обуза. И не за деньги я стараюсь научить ее швейному делу. Я уже тысячу раз вознаграждена тем, что мою любовь к профессии хотят разделить другие девушки... Значит, так: берусь подготовить мастерицу не за полтора года, а за год, и бесплатно. А деньги, от которых я отказываюсь, пусть пойдут на строительство детского сада...
На швейной фабрике Краснопресненского района, к которой относится ателье № 5, подсчитали: если почин Валентины Жмыховой подхватят мастера предприятия, это даст более 200 тысяч рублей экономии в год.
И мастера подхватили. В управление бытового и коммунального обслуживания от швейников многих районов Москвы посыпались письма, начинавшиеся словами: «Следуя благородному примеру портнихи Валентины Жмыховой...» Вскоре нашлись последователи и среди работников других профессий.
А теперь вспомним мистера Грегга. Почти десять лет он искал благодетелей, чтобы вместе с ними построить детское учреждение. Он нашел их в количестве ста двадцати одного...
Валентину Жмыхову сразу поддержало более тысячи человек. А почин только возник. Сколько же последователей будет у Валентины через полгода, через год!
Но дело в конце концов не в этом.
У них, у греггов, широкий жест, снисходительность «сильных мира сего» к неимущим, нуждающимся, слабым, а в итоге - подачка, рассчитанная на шумную рекламу.
У нас, в нашей стране, в стране Валентины Гагановой, Валентины Жмыховой и миллионов им подобных, - от сердца идущее стремление принести пользу людям, бескорыстное стремление внести свой трудовой вклад в общее народное дело.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.