На фотовыставке П. А. Оцупа
За письменным столом, склонившись над «Правдой», сидит Владимир Ильич Ленин, Кто из нас, советских людей, не знает этого портрета? Но немногие знают имя человека, который запечатлел для потомства любимый всеми образ вождя и учителя.
Автор этого и многих других замечательных снимков - Пётр Адольфович Оцуп - и по сей день продолжает заниматься своим любимым, благородным трудом.
Недавно художественная общественность столицы отметила пятидесятилетие творческой деятельности этого старейшего мастера фотоискусства, а правительство наградило его в связи с юбилеем орденом Трудового Красного Знамени.
Его первые фотографии появились в 1902 году в журнале «Низа». С тех пор имя П. А. Оцупа неразрывно связано с развитием и становлением отечественной фотографии.
С громоздким и тяжёлым фотоаппаратом объездил тов. Оцуп всю Россию, запечатлев для истории самые замечательные события, происходившие в стране. Он был единственным фотокорреспондентом журнала «Летопись войны» в осаждённом Порт - Артуре.
Вместе с красногвардейцами Пётр Оцуп участвовал в штурме Зимнего дворца, пристроив свой аппарат на грузовике; он был единственным фотокорреспондентом на II Всероссийском съезде Советов, провозгласившем победу социалистической революции в нашей стране.
Во время гражданской войны тов. Оцуп с фотоаппаратом постоянно разъезжал с одного фронта на другой, запечатлевая эпизоды героической борьбы нашего народа за Советскую республику. Он снимал М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилова, С. М. Будённого, В. И. Чапаева, Н. А. Щорса, А. Я. Пархоменко, Г. И. Котовского и других прославленных командиров и организаторов Красной Армии.
Особой заслугой и удачей П. А. Оцупа является, без сомнения, созданная им в первые годы советской власти серия великолепных портретов гениальных вождей нашей партии и народа В. И. Ленина и И. В. Сталина.
К 50 - летию творческой деятельности П. А. Оцупа в Москве была организована выставка его работ. Сколько замечательных дат, событий и встреч отражено в работах П. А. Оцупа! И каждый снимок имеет свою историю. Вот знаменитая фотография В. И. Ленина за «Правдой». Пётр Адольфович рассказывает о ней:
- С самых первых дней революции мне хотелось запечатлеть образ В. И. Ленина. Но в Петрограде в массовых снимках этого никак не удавалось сделать. В марте 1918 года, по решению правительства, В. И. Ленин переехал в Москву. Я несколько раз приходил в Кремль, но Владимир Ильич всё время был очень занят: он выступал среди рабочих на заводах, подготовлял и организовывал силы для отпора интервентам. Наконец мне сообщили, что я могу произвести фотографирование. Зная, что Владимир Ильич - не любитель позировать перед объективом, я постарался обставить своё посещение более основательными причинами. Я захватил с собой несколько моих работ: «Июльская демонстрация в Петрограде», «Похороны жертв февральской революции», «Демонстрация матросов в Петрограде», «Крейсер «Аврора» на Неве» и другие, чтобы показать их Ильичу.
Когда я вошёл в рабочий кабинет Ленина, Владимир Ильич, отложив бумаги, вышел из - за письменного стола мне навстречу. Он знал о цели моего прихода.
Осматриваю тесный кабинет Ильича, заставленный шкафами с книгами, подыскивая место, где бы положить пачку с тяжёлыми кассетами.
Ленин указал мне на кресло, стоявшее недалеко от двери.
Владимир Ильич заинтересовался фотографиями, которые я держал в руках. Широким жестом он взял у меня пакет и разложил работы на столе. Положив ногу на перекладину стула и подперев рукой подбородок, долго, внимательно рассматривал он каждую фотографию. Владимир Ильич то и дело менял положение головы, смотрел на снимки и так и этак, потом вдруг выпрямился, улыбнулся тепло, приветливо и сказал:
- Хорошо!...
Резко повернувшись, Ильич пошёл за письменный стол, взял свежий номер газеты «Правда» в сел в кресло. Видимо, он хотел дать мне время приготовиться к съёмке. Но аппарат у меня был уже наготове. Поэтому, не теряя времени и не отрывая Владимира Ильича от чтения, я сделал три последовательных фотоснимка, ныне широко известных народу. Дочитав статью, Владимир Ильич приподнял голову, извинился за задержку и попросил начать работу...
Я заснял В. И. Ленина ещё за рабочим столом, у книжного шкафа и сделал портрет, который послужил оригиналом для изображения Ильича на наших государственных денежных знаках.
Спустя несколько дней, просматривая принесённые мною готовые снимки, Владимир Ильич размашисто поставил свой автограф, а на одном из них написал: «Товарищу Оцупу от В. Ульянова (Ленина)».
... Продолжаем нашу экскурсию по выставке. Пётр Адольфович показывает другие фотографии В. И. Ленина: Ильич на заседании Третьего конгресса Коминтерна в 1919 году, на первом параде В мае того же года, на закладке памятника К. Марксу...
Яркие воспоминания сохранились у тов. Оцупа о тяжёлых днях штурма Кронштадта, о товарище Сталине, тт. К. Е. Ворошилове, М. И. Калинине. Много интересного может рассказать П. А. Оцуп о первом всероссийском старосте Михаиле Ивановиче Калинине. У тов. Оцупа имеется более 300 негативов, отражающих жизнь и деятельность этого неутомимого борца за дело партии Ленина - Сталина; здесь и снимки 1918 года, когда Михаил Иванович был первым городским головою красного Петрограда, и приём М. И. Калининым крестьянских ходоков, и выступления тов. Калинина на съездах партии, на крестьянских сходках и т. д.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.