В один из ближайших простоев экскаватора и собралась эта первая бригадная ассамблея. «Гвоздем программы» было обсуждение так называемого спаренного метода работы экскаваторов, но одно событие потеснило этот вопрос: в бригаде появилась вакансия машиниста. Кому сесть за рычаги?
– Можно пригласить со стороны, – сказал бригадир. – Опытного, со стажем...
– Ну зачем же, – ответили ему. – У нас найдется кому быть машинистом. Ветошкин. Или подменный...
– Вот и решим, Ветошкин или подменный. Не будем же выяснять это в кадрах. В кадрах надо утверждать. А решит пусть бригада...
Попросил слова Баранов.
– Недавний случай. Принимаю смену у нашего подменного. Он должен был подготовить трассу и отшагать. Смотрю – нет трассы! «У меня, – говорит, – на счетчике ковшей мало, я и копал всю ночь...» Он всю ночь копал! Да черт с ним, со счетчиком-то. Я отсыпал трассу, а когда нужно было шагать – у бульдозериста кончилась смена. И машина стояла. До следующего утра! С Ветошкиным такое не случится. У него меньше опыта, да. Зато видит дальше.
Шагающий работает так: выбрана вскрыша, забой зачищен под сланец, добытчикам приготовлен фронт работ. С другой стороны зачищен уступ, подготовлен фронт работ буровикам, взрывникам. Шагающий должен отступить. На новую позицию. И все повторится сначала... Но прежде чем сделать этот шаг назад, надо подготовить себе путь. Трассу. Это та же «вскрыша», отсыпанная позади Шагающего и отутюженная бульдозером. Но угол поворота стрелы при отсыпке трассы невелик, и счетчик не фиксирует ковши. Это обстоятельство и смутило подменного машиниста. «Что запишу в бортовом журнале? – подумал он. – Нуль?» Зарплата экипажа действительно зависит от «кубов». Но машинист должен думать о всей бригаде! Проигрывать может одна из смен, но выиграть должна вся бригада. Володя Ветошкин этот закон знал, чувствовал и следовал ему всегда.
Не будь этого, едва ли в машинисты Шагающего был бы рекомендован 24-летний молодой человек. Это было событием. Самый молодой машинист Шагающего в «Эстонсланце»! Комсомолец!
Вопрос о спаренном методе обсудили. Сделали фотографию рабочего дня. Проанализировали потери. Все это позволило сказать: здесь виноваты мы, бригада, а здесь – нет, здесь нужно кое-что изменить в корне. Ну, например, траншее необходим средний выезд. Вывозят ли сланец, подбрасывают буровикам запчасти – все, глуши мотор, давай дорогу!
На одной из последующих ассамблей бригадир сказал прямо:
– Взрывники всегда будут перед нами в долгу при таком положении дел. И вот почему. Работаем спаренно, в два ковшика. Ковши немаленькие. А вскрыша у нас неглубокая, – ну, так уж близко подходит сланец. 15 – 16 метров, и все. Копнули – и двум Шагающим надо разойтись. Сами знаете, сколько времени уходит на маневр... В общем, мешаем друг другу, й я думаю, что нам надо разойтись. Совсем. Как это ни странно, но врозь мы сделаем больше...
И он зачитал цифры. Ошеломляющие. Выходило, что можно дать на целый миллион кубов больше плана.
– Миллион? – Главный инженер «Нарвы» Высоцкий отодвинул в сторону чертежи и расчеты. – Шагающим вместе тесно. Согласен. И средний выезд нужен, не спорю. Ну, а вот насчет миллиона – это вы, по-моему, хватили, а? Поправочки дай, бригадир. На остановки, на ЧП, на то, на се... Ну и не миллион, наверное, а чуть-чуть поменьше...
Тадеуш считает тот год, 1973-й, «черным». Он воевал, спорил, доказывал. Высоцкий поддерживал. Но пока их план получил признание, пока соорудили средний выезд, – год подошел к концу. «Упустили миллион», – сказал бригадир.
А бригадные ассамблеи тем временем собирались. Как-то заговорили о ЧП: почему же они все-таки случаются? Как их предупредить?
– Прихожу в кабину, – сказал Фомин, – а там целая библиотека. Твоя, Володя, между прочим, смена была, молодежная. Ваши книжки. Я не против, ребята, что вы много читаете, научную там фантастику, – интересно, я понимаю. Но не на нашей работе! У нас первое дело – внимание. Автопилота у нас нет!
– Подраспустил ты своих, Володя, – заметила Баранов. – Ребята молодые, твои ровесники, тебе вроде бы и спросить с них неловко построже...
– Да нет... – смутился Ветошкин. – Этого нет...
– Баранов прав, – сухо сказал Тадеуш. – Я думаю, что все мы слишком притерлись друг к
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Киноповесть
Беседуют Виктор Иванович Дюжев, Герой Социалистического Труда, председатель завкома профсоюза ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени металлургического завода «Серп и молот», бывший вальцовщик листопрокатного цеха, делегат XXIII съезда КПСС, и Виктор Владимирович Клюев, Герой Социалистического Труда, сталевар того же завода, делегат XXIV съезда КПСС