Парень без семьи, вне школы, живший на улице, попавший в лапы преступников, - так выглядел малолетний правонарушитель вплоть до первых лет нашей пятилетки.
Мы провели огромную работу по борьбе с беспризорностью. Страна выросла, окрепла. Неизмеримо улучшилось материальное положение рабочего класса и крестьянства. И все же количество правонарушений среди молодежи значительно. Из 252 обследованных педологами воспитанников школы только 57 сирот. Остальные имеют либо обоих родителей, либо отца или мать. Только 14 из них не учились совсем. Все остальные учились в семилетках, и до поступления в школу Наркомюста чуть ли не половина всех этих ребят побывала уже в различных школах ФЗУ и состояла в пионерских организациях. Есть среди них и комсомольцы.
Рабочая семья перестала быть обособленной ячейкой, где рождение и воспитание ребенка - лейтмотив радостей и горестей. Понятие семьи расширилось до понятия класса, страны. Женщина, на которую ложился в большой степени надзор за ребенком, ушла на завод, на фабрику, на стройку. Газ и электричество на многих участках сменили кухонную печь, а гигантские котлы фабрик - кухонь - маленькую кастрюльку «семейных» щей.
Утром, когда ревут гудки и неистово звенят тысячи советских будильников, маленьких ребят принимают ясли. Если дитя научилось уже самостоятельно передвигаться по нашей планете, оно - в детсаду. Но когда ребенок вырос, он часто предоставлен самому себе. Отец и мать приходят вечером. Он в семье безнадзорен. А школа сообщает ему какую - то сумму знаний и только. Педагоги зачастую заняты «изучением» ребят вместо активной воспитательной работы с ними. А кто не знает этих записочек: «Тов. Петрова, ваш сын, ученик IV группы нашей школы, то - то и то - то. Просим прийти поэтому в школу».
И они приходят - мать или отец. Они торопятся на завод или, наоборот, забегают усталые с работы и с грустью выслушивают, что их сын то - то и то - то. А ведь должно бы быть наоборот. Семья ДОЛЖНА прийти в школу за советом, с просьбой «заняться» их ребенком.
Кто ее знает наших старых московских домов, где асфальтовый двор, как колодец, зажатый серыми громадинами этажей, с застрявшим наверху кусочком неба, где с утра до вечера толпится детвора и где ими никто не занимается. Ребята постарше играют в «орлянку», иной раз в деньги. Из стертых пятаков и двугривенных рождается проигрыш. Кто - нибудь из искушенных уже предлагает торговать папиросами. И вот парень - на углах улиц, на площадях: «Экспортные! Заграничные! Подходи, закуривай!».
Знакомство с улицей, с «блатными» ребятами - первый этап. Потом кто - нибудь из таких ребят передаст краденый бумажник. И стыдно и неудобно отказаться. Скажут, дрейфишь! Фартовые ребята ходят в ботиночках «джимми», в перехваченных в талии пиджаках. Предлагают выпить. Через некоторое время родные узнают, что сын давно уже не был в школе. А за это время под руководством опытных «ширмачей» он уже сам пробовал украсть что - нибудь, у зазевавшегося прохожего. А там и пошло - вино, карты, девочки. Такой парень, продолжая посещать школу, сбивает других. Возле каждого кино, клуба, вокзала есть свои «блаттари», пытающиеся пополнить кадры новыми ребятами, попадающими в эксплуатацию к взрослым.
Вот один из характерных случаев. Два парня. Обоим по 16 - 17 лет. Учатся в школах ФЗУ, один на слесаря, другой на токаря. Живут в одном доме. Там же живет некто Макеев. Он заводит с ними знакомство, угощает. Обещает много денег. Соблазняет возможностью купить велосипед. И в результате использует их для отравления какого - то института, где они похищают несколько чемоданов готовален. Продавал их сам Макеев. Ребятам дал немного денег и несколько готовален. Они попытались «загнать» их в комиссионный магазин и попались.
- А кто же этот Макеев? - спрашиваю у ребят.
- На нашем дворе жил. Раньше они богатые были. Фабрика у них была. Вязаные там всякие вещи делали.
- Да он, зануда, когда нас в милицию повели, еще уговаривал, чтобы мы на себя все взяли. Вы, мол, малолетние, с вас взятки гладки...
В блатных притонах можно найти сейчас бывших офицеров, торговцев, раскулаченных. Классовый враг уходит в подполье. Он пополняет ряды преступного мира. Он пытается отравить своим гнилым дыханием нашу молодежь, разложить школу.
С безнадзорностью нужно бороться как с величайшим злом. Нужно помочь семье воспитать здоровую смену, организовать среду для наших ребят и противопоставить ее враждебным и преступным влияниям. Прежде всего, должны быть созданы какие - то точки внешкольной работы среди подростков. Надо руководить их досугом, заменить чем - то улицу и большие шумные дворы. На это нужны средства. Но ведь существует же школьная кооперация! По ее подобию можно организовать кооперацию внешкольную, привлекая к этому делу семью и родителей. Агитировать цифрами и фактами! Когда педологическая консультация говорила «вообще» о создании внешкольных учреждений для работы с детьми в домах Трехгорки, родители угрюмо отмалчивались. Но когда подсчитал» среднюю сумму, уходящую в год по этим домам на разбитые стекла, порванные штаны, хождение по амбулаториям, то получились значительные цифры.
Нужно уходить от установившихся казенных методов руководства и искать живые и увлекательные формы работы. А самое главное, пора перестать руководить «вообще». Масса ребят распадается на отдельных людей, со своим, особым путем развития. Нужно научиться руководить дифференцированно и знать каждого парня или девушку со всеми их особенностями, достоинствами и недостатками, чтобы во - время, в нужный, критический момент помочь им. Если какая - то часть ребят уходит из школы и семьи на улицу, то виноваты здесь прежде всего мы сами.
Комсомольцы и пионеры не должны замыкаться в своих ячейках, клубах, базах. Это их дело - руководить неорганизованной молодежью. Все места, где она собирается, надо знать. Крепким, проверенным ребятам нечего бояться этих мест. Каждая ячейка, отряд, клуб, база пусть выберет хотя бы один участок и работает на нем. В каждом большом жакте комсомольцы и пионеры должны поинтересоваться этим участком рабочего Сыта. И не только поинтересоваться, но и поработать. Здесь ребятам придется крепко взяться с группами Осодмила и сочетать административное воздействие с воспитательной работой.
Наконец нечего стыдливо опускать глаза, когда говорят о тяге подрастающих ребят к приключениям, к романтике, к необычайным положениям, что иногда и создает благоприятную почву для «блатных» влияний.
Нечего делать постную мину и пичкать ребят прописной моралью. Нужно научиться одевать все это в язык ярких, убедительных образов, необычайных положений, стремительного сюжета. Детская литература до сих пор еще не научилась этого делать, за редкими, быть может, исключениями, как «Кара - Бугаз» Паустовского или «Рассказ о великом плане» Ильина. Нужно создать тип героя для ребят, которому им захотелось бы подражать. И это должен быть именно герой - бесстрашный, находчивый, смелый. Это может быть искатель кладов - советский геолог - разведчик, штурмующий горы и недра. Или конструктор - изобретатель, рождающий новое чудо советской техники. Да мало ли их может быть? Жизнь нашей страны подсказывает такие интереснейшие темы и сюжеты, что за ними не угнаться никакому буржуазному мастеру авантюры. И тогда потускнеет героическая слава высокого и худого мужчины с трубкой в зубах, знающего пепел всех марок сигар. И мистер Шерлок Холмс перестанет волновать умы наших подростков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.