Издательство «Молодая гвардия» выпустило сборник прозаических произведений студентов и недавних выпускников Литературного института имени А. М. Горького. В небольшой книжке представлено пятнадцать авторов. Молодые писатели повествуют о лично увиденном и пережитом. Многих из них - А. Емельянова, А. Говядова, А. Савицкого, Л. Щипко и других - волнует тема становления характера, воспитания молодого человека. Каждый стремится найти свой поворот темы, по-своему рассказать о думах и делах наших современников.
Так, А. Емельянов, долгое время работавший на Севере, с впечатляющей задушевностью пишет о смелых и искренних людях Советского Заполярья. Герои его рассказов - обыкновенные советские люди, работающие в суровых условиях Арктики, - обладают замечательными качествами, и писатель старается показать благородство их души, стойкость характеров, мужество, героизм, беззаветную любовь к Родине. Образы бурильщика Степана Ракитина, медсестры Лизы, несомненно, привлекут симпатии читателя. Истинная ценность человека проверяется его делами - утверждение этой простой, но полной большого значения мысли составляет пафос рассказов Емельянова.
В центре повести А. Савицкого «Ревет Падун», посвященной строителям Братской ГЭС, стоит Петро Коваль - человек запутанной и трудной судьбы. Тяжелые семейные условия, годы тюремного заключения озлобили его, сделали замкнутым, мнительным. А. Савицкий старается показать своего героя «изнутри», со всеми его думами и стремлениями, колебаниями и ошибками. Интересно прослеживается зарождение первого большого чувства в сердце Петра. Автор детально рисует, как под влиянием любимой девушки, под влиянием всего дружного коллектива строителей Петро постепенно преображается, выходит на правильную дорогу находит свое место в жизни, вернее сказать, свой путевой огонек, и герой рассказа А. Говядова «Красный огонек». Писатель не избегает острых углов, а смело и откровенно говорит о трудностях, встречающихся на пути молодого человека, вступающего в жизнь. Остро ставится проблема преодоления собственной робости в обстоятельствах ложного понимания дружбы, напряженно и драматически решается автором конфликт между узко личными интересами и общественными. Автор не наказывает зло, он лишь развенчивает его. Но от этого только выигрывает эмоциональная сторона рассказа.
В лучших произведениях сборника радует стремление молодых писателей раскрыть сложный внутренний мир нашего современника, показать в Малом значительное, выйти на передний край жизни.
Но, к сожалению, осуществить это еще не всегда удается авторам «Доброго почина». Порою они увлекаются изображением второстепенных подробностей, упрощают сложный процесс становления личности! Вот рассказ А. Леднева «Степной ветер». Все как будто в нем правильно. Герой - принципиальный человек. Он порывает с любимой девушкой, когда она отказывается ехать вместе с ним работать в деревню. Но случилось так, что героиню назначают руководителем бригады горожан, отправляющихся на уборку в колхоз. Там-то девушку и овевает «степной ветер», она прозревает и приходит к любимому. В результате все легко и схематично. А где в произведении борьба характеров и столкновения различных взглядов? Их нет!
Еще большие возражения вызывает рассказ Г. Красильникова «Начало года». Медсестра Глаша дежурит в больнице в новогоднюю ночь и размышляет о своей работе, о том, что молодость прошла, а она одинока. В рассказе есть верные бытовые и психологические зарисовки, но в общем он разочаровывает читателя, ему непонятно, с чем же борется писатель и что защищает. Автор как бы стал в позу наблюдателя - вот вам картинка жизни, понимайте ее, как хотите. Этот же недостаток свойственен и молодым прозаикам Л. Щипко и А. Стрыгину. Это самое «понимайте, как хотите» приводит бесспорно одаренного Н. Дробина к серьезным и довольно симптоматичным просчетам. В рассказе «На теплоходе» он рисует запоминающийся образ старшего помощника капитана Маслова - превосходного моряка, любимого воспитателя молодых матросов. И вдруг в конце новеллы обнаруживается, что Маслов совершил в прошлом подлый поступок: бросил на произвол судьбы жену с сыном. И «на имя человека, - пишет автор, - как мне казалось, неплохого, легла вдруг неприятно отчуждающая его от людей тень, с которой в мыслях моих оживали грустные образы Витьки и его матери».
Оставим на совести Дробина вычурную безграмотность этой фразы. Дело не в ней. Каждое «вдруг» в литературе должно быть и неожиданным и одновременно художественно мотивированным. Всем своим рассказом автор убеждал нас, что Маслов - честный, душевный человек. Так какие же черты характера героя привели его к подлости? Почему он оказался человеком с червоточинкой? Это остается необъясненным. Образ главного героя получился психологически неубедительным, искусственно приземленным. Н. Дробин чувствовал себя вполне уверенно, пока описывал быт, нравы, а как только попытался осложнить действие, затронуть большие проблемы, произошла осечка.
Невзыскательный зачастую отбор жизненных наблюдений и впечатлений нередко мешает молодым литераторам создать такие произведения о нашем современнике, которые бы вдохновляли его «а труд и подвиг. Отсюда, кстати сказать, вытекают и те языковые небрежности, которыми засорены страницы сборника. Видимо, получается так: понравилось автору слово или выражение, он без особых раздумий тащит их в произведение. Вот как стандартно описывает своего отрицательного героя А. Стрыгин («Попутчики»): «курчавый молодой человек в роговых очках», у него «энергичное подвижное лицо, которому поблескивающие стекла очков придавали особую внушительность и солидность». Трудно назвать такие определения находками.
А вот как уж совсем небрежно пишет Щипко: «В сером халатике, она хотя и опрятная, чистая, но незаметная, невидная». Или: «ресницы, словно два маленьких веера, оттеняют ее глаза» (А. Леднев). В рассказе В. Воробьева на лице героя «цветет и ширится улыбка радостной благодарности за внимание людей к его труду».
Мы предъявили большой счет к молодым авторам, не делая им никаких скидок на то, что все они начинающие писатели, что такой сборник впервые издается за все время существования Лит-института. Но было бы неправильно думать, что «осечки» и «просчеты» определяют лицо сборника, для ряда произведений которого характерна верность жизненной правде, меткость образов.
Пусть станет доброй традицией наших издательств публикация таких сборников молодых писателей. Тот факт, что тираж книжки разошелся с удивительной быстротой, лишний раз говорит в пользу «Доброго почина».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.