Берлин - Москва

Б Александров| опубликовано в номере №773, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ о том, как молодежь Подмосковья догоняет и перегоняет Америку в экономическом соревновании.

«Гигантский труд советского народа, идущего по ленинскому пути, поднял нашу страну на такую высоту, что она может теперь успешно соревноваться в экономическом отношении с США, выиграть эта соревнование и оставить позади ведущую капиталистическую державу...».

(Из резолюции XXI съезда КПСС.)

«Агрегат 30 - 102»

... Что это за люди?

Какая закалил!

Кто их

так в работу вклинил?

В. Маяковский.

Инженер конструкторского бюро Электростальского завода тяжелого машиностроения Владимир Бедняков едва успевал после работы заглянуть домой; переодевшись, он бежал к вокзалу, на электричку. Он так привык к этим пробежкам, что даже перестал отвечать на шутки товарищей: «Молодец, Володя! Старайся!... Братья Знаменские бегали каждый день из Тарасовки в Москву. Может, и ты...»

А ездить в Москву Беднякову приходилось часто. Во-первых, он заканчивал вечерний машиностроительный институт, и ему нужно было консультироваться с преподавателями. Во-вторых, в научном зале Государственной библиотеки имени Ленина молодой инженер постоянно заказывал и внимательно просматривал информационные бюллетени зарубежных машиностроительных компаний.

Библиографы уже привыкли к плечистому широколобому парню, который всегда долго задерживался и выписывал в блокнот все характеристики трубопрокатных станов американской фирмы «Лорейн».

... От Электростали до Москвы поезд идет около полутора часов. Мысли Владимира снова и снова возвращались к одному - к новому трубному стану.

Это был стан - великан! На площади предназначенного для него цеха разместилось бы пять футбольных полей стадиона «Динамо»... В конструкторском бюро его называли «Агрегат 30 - 102», потому что новый стан должен выпускать стальные трубы диаметром от тридцати до ста двух миллиметров.

Этот гигантский агрегат смогут обслужить всего восемь человек: весь технологический процесс прокатки труб полностью автоматизирован.

Один такой стан способен полностью обеспечить нужды народного хозяйства в стальных трубах малых диаметров. Где только не найдет себе применения его продукция: в котельных установках, на нефтеперегонных заводах, при геологоразведочных работах!...

В памяти Владимира всплыл день, когда его назначили ведущим конструктором проекта «Агрегата 30 - 102». Руководители завода не побоялись доверить такое ответственное задание Владимиру Беднякову. После окончания машиностроительного техникума он несколько лет работал в цехе и в конструкторском отделе, принимал участие в проектировании прокатных станов.

Практического опыта у молодого конструктора было достаточно, но все же, когда он попробовал оценить трудности, которые могут встретиться при проектировании нового стана, ему стало не по себе... Поздно вечером, листая американский информационный бюллетень в библиотеке, он записал: «Автоматизированный трубный стан, построенный на заводе «Лорейн», считается самым мощным в мире. Но его производительность значительно меньше, чем у «Агрегата 30 - 102». К тому же скорость прокатки труб на нашем стане равна двенадцати метрам в секунду, а на американском - семи...»

Но как добиться такой высокой скорости? Как?.. Больше года пришлось конструкторам трудиться, решая эту задачу. Ведь повышенная скорость долгое время была тем «барьером», через который нелегко перешагнуть... Проектировщики убедились, что трубы, движущиеся с высокой скоростью, неизбежно сталкиваются при выходе из стана и «сминаются». Необходимо было создать выбрасыватель нового типа, способный равномерно распределить трубы на поверхности охладительного стола. Испробовали десятки различных вариантов, но все они оказались несовершенными.

Когда сроки проектирования приближались к концу, оставался, казалось, единственный выход: уменьшить скорость прокатки, а следовательно, понизить производительность стана. Разумеется, это можно было сделать, но всякий раз Владимир Бедняков останавливал себя: «Подожди! Подумай еще... Думай!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены