Береги честь смолоду

опубликовано в номере №617, февраль 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Мы всегда так».

Вопрос ставится на комсомольском бюро класса. Оказывается, девочкам показалось, что учительница слишком строга, сурова, иногда «кричит» на них. Одним словом, «она их не любит». «А раз так, то и мы решили показать ей свою нелюбовь, своё безразличие к ней. Ведь не можем же мы её любить, если она не любит нас!»

Потребовалась большая работа, чтобы доказать учащимся, что их мнение неправильное, ложное, а их поступок оскорбителен не только для учителя, но и для них самих.

- Как же это могло случиться? - спросили у группкомсорга.

- Не знаю, - ответила она и пожала плечами. - Наши девочки ведь вообще хорошие.

Не может этого быть!

Напротив директора сидит хорошо одетый плотный мужчина с умным, волевым лицом. Он торопится, ему некогда, его ждёт большая, ответственная работа.

- Поведение ваших дочерей Ани и Юли заставило меня вызвать вас в школу. Оно внушает большое беспокойство. Необходимо принять сообща срочные меры.

- А что случилось?

Оказывается, одна из сестёр, получив оценку по математике ниже той, какую ей хотелось, громко, на весь класс сказала: «Это не учитель, а чёрт знает что». Другая же сестра заявила учительнице истории после объяснения: «Вы вообще нам рассказываете неинтересно, не хочется слушать».

- Не может этого быть! - позорит отец двух учениц - сестёр. - Но я с ними, конечно, поговорю, хотя уверен, что и Аня и Юля - вообще хорошие девочки.

Просто хорошие

А заговори с пареньком - ремесленником, с любой ученицей упомянутого девятого класса, с сестрами Аней и Юлей, со всяким другим юношей или девушкой об их будущем - и сразу увидишь, как ярко засветятся их глаза. В эту минуту никто не вспомнит о своей грубости, нечуткости, заносчивости. Не вспомнит потому, что это для него «мелочь», это «неважно».

Нет, это не мелочь! Это зачатки опасной болезни, которая, если не пресечь её в корне, приведёт к хулиганству, эгоизму, бездушному, бюрократическому отношению н окружающим.

Вопрос, поднятый в статье А. Первенцева, - это вопрос о воспитании. Нельзя говорить о воспитании в семье, не говоря о воспитании в коллективе, и не только в производственном или учебном коллективе, а в коллективе в широком смысле слова, в нашем советском коллективе. Этот коллектив окружает нас и в цехе, и в школе, и в поезде метро или в трамвае, и просто на улице. И каждый член коллектива должен указать на недостаток другого человека, если видит этот недостаток. Указать даже в том случае, когда другой не его товарищ или сослуживец, а даже просто незнакомый человек. Лишь в этом случае можно достичь того, что о всех без исключения людях у нас будут говорить: «Это хороший человек, хороший просто, а не вообще».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Севка, Савка и Ромка

Из рассказов, поступивших на конкурс журнала «Смена»