Но где все это? На выставках...
Любопытна статистика: лишь 10 процентов изобретений ученых, работающих в академических институтах, вузах страны, используются в народном хозяйстве, а 97 процентов даже внедренных в производство задействованы нынче только на одном предприятии. В том же Узбекистане лишь 9 процентов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок внедряются в течение года, а для большинства этот период растягивается до десяти лет.
С начала текущей пятилетки в одной Ташкентской области было предложено около тысячи трехсот изобретений. Использовано менее шестисот...
И на этом фоне деятельность «Ритма», других подобных фирм обретает особый смысл. Экономисты подсчитали: 200 самодеятельных творческих внедренческих организаций только за год могут дать стране около 20 миллиардов рублей!
Чем же занимается сегодня ВТМК «Ритм»? Разработка новых приборов, блоков, узлов; модернизация технологических процессов; обслуживание и обеспечение вычислительных комплексов; консультации по различным техническим вопросам; разработка долгосрочных программ в соответствии с особыми требованиями заказчика...
Экология; кооперативная деятельность, сложные производственные проблемы, организация интересного досуга молодежи — тоже в числе дел «Ритма».
Для выполнения того или иного заказа создается временная творческая группа. В нее могут входить различные специалисты — химик и кибернетик, социолог и дизайнер, хозяйственник и экономист... Варианты разработок, предложенные группой, обсуждают эксперты — сотрудники академических и отраслевых НИИ, опытные производственники. Они и определяют, находят наиболее эффективный вариант, за ними последнее слово.
Не будем забывать, Ташкентский координационный Центр НТТМ — хозрасчетная организация. Ребятам приходится считать деньги, предвидя не только выгоду, но и возможный убыток. Многовариантность работ предполагает прежде всего расширение творческих прав, а значит, изначально противится догме, шаблону. В то же время многовариантность — это и обязательный риск. Поэтому часть заработанных средств идет в поисковый фонд — фонд риска, как называют его сами «ритмовцы».
— Денег на это не жалеем, — говорит Василий Урбан, — в США, например, — а капиталисты на ветер денег не бросают — треть деловых начинаний кончается крахом. Такое положение в международной экономикесчитается нормальным, даже способствующим прогрессу.
«Ритм» — посредническая фирма. Она своего рода продюсер, менеджер, связывает заказчика с исполнителем. Еще вчера странно было слышать о подобном, сегодня посреднические услуги — в социальной, общественной, в хозяйственной сферах — становятся важным экономическим и организационным элементом перестройки.
Я не преминул спросить у директора «Ритма» о деньгах. Из чего складывается прибыль, сколько получают штатные работники Центра, члены ВТМК, выгодно ли в конце концов это предприятие — «Ритм»?
— Не было бы прибыли — мы прогорели. Ну а расклад такой...
И Василий Григорьевич с цифрами в руках рассказал мне о том, как выполнялась и сколько стоила разработка унифицированного пульта на микропроцессорах управления блочными горелками. Прежняя установка была неэкономична, часто выходила из строя. Творческий коллектив — десять человек во главе с инженером В. Эккертом — справился с заданием за три месяца. В обычных условиях только на «согласования» и «увязки» ушел бы год. И то в лучшем случае.
Эта работа оценивалась институтом в 20 тысяч рублей. Половина — зарплата исполнителям. Остальное — «Ритму». Эти деньги распределялись так: 15 процентов — накладные расходы; 7 — социальное страхование; 8 — материалы и оборудование; 10 — поисковый (тот самый «рисковый») фонд; 10 процентов — премиальная оплата (она поровну делится между ВТМК и Центром).
— Ну и по скольку вышло «на круг»? — спросил я, закончив подсчеты.
— Исполнители заказа получают в зависимости от КТУ от 300 до 600 рублей в месяц. У меня оклад 310 рублей. Плюс в год могу быть премирован девятью окладами...
— И это при том, что имеете договоров почти на пять миллионов рублей?
— Ничего странного: заказы еще не деньги, работу надо сделать».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Ироничные рассказчики» современной жизни
О допинге в советском спорте
Ивановский студенческий дом моделей представляет