Белый камень Эрдени

Геннадий Николаев| опубликовано в номере №1142, декабрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я погружался все глубже и глубже. Света от фонаря, укрепленного на маске акваланга, было явно недостаточно, и я включил запасной фонарик. Звук продолжался. Пеленгатор четко указывал направление вертикально вниз, на дно озера. Я торопился. Времени оставалось не так уж много, да и начинала сказываться холодная вода: хоть я и был в нижнем белье, смоченном постным маслом, но уже продрог до костей.

Внезапно стрелка локатора задергалась, заметалась из стороны в сторону, как бешеная. Сквозь гермомаску до меня донесся приглушенный грохот, вой, скрежет. Я почувствовал, как мягкая, но сильная волна снизу ударила в лицо, в грудь, швырнула вверх, бросила в сторону, закрутила и понесла в чудовищную воронку. Грохот нарастал - звука, который исходил от источника, почти не было слышно.

Теперь меня уже не крутило, а быстро несло, как щепку, вниз, на дно. Свет фонариков отражался от слоев воды, дробился, и я мало что мог видеть вокруг себя. Вскоре мимо меня промелькнул черный рваный край, и на расстоянии вытянутой руки заскользила вверх каменная стена с причудливо изогнутой поверхностью. Такая же стена проносилась с другой стороны. Я понял, что дно озера раскололось, и меня засосало в трещину.

Постепенно скорость потока уменьшилась, и я плавно опустился на глыбу, застрявшую между стен и загородившую ход воде. Где-то вдали по трещине свистел и ревел поток - здесь же было спокойно. Я направил пучок света под ноги, чтобы внимательно осмотреться, и вскрикнул от удивления: в выемке между глыбой и стеной блестело Что-то, напоминавшее сплющенное яйцо, гладкое и белое, как полированная кость. Я осторожно взял Что-то в руки, и тотчас, как только к нему притронулся, странное чудное ощущение овладело мною: будто я, находящийся глубоко под водой, в трещине и держащий в руках Что-то, напоминавшее сплющенное яйцо, раздробился на множество других «я», в каждом из которых как бы присутствовал тот «я», у которого в руках было Что-то. Ощущение достоверности моей раздробленности было настолько сильным, что я растерялся при виде окружавших меня точно таких же существ. Было такое чувство, будто я окунулся в бассейн, кишащий точно такими же телами, как и я, причем каждое другое тело было тоже моим. Я засмеялся, руки мои затряслись, и от белого, гладкого, напоминавшего сплющенное яйцо пошел тот самый звук, который исходил от озера, только этот был тихий и мелодичный. Изумленный, я застыл, глядя вытаращенными глазами на то, что было у меня в руках, -

звук прекратился. Я снова потряс руками - звук возобновился. Тогда я как сумасшедший стал встряхивать Что-то, забыв обо всем на свете. И чем дольше я тряс, тем больше терял ощущение самого себя и все больше как бы уходил куда-то, растворялся во времени, переходя из одной телесной оболочки в другую. И вот я увидел или, точнее, охватил мысленно все, что было раньше со мной, что есть теперь и что будет в будущем. Я понял, что сквозь века в разных телесных оболочках передается одна и та же человеческая суть - моя! Я был Умник, Янис Клаускис и Оператор Станции Контроля Космических Объектов одновременно - я жил сразу во всех них или все они частично состояли из меня. Я понял, что я вечен!

Видимо, это был последний толчок - стены трещины вдруг заколыхались, как фанерные декорации от случайного сквозняка, глыба подо мной зашевелилась, вздыбилась острием кверху и пошла вниз. Я, увлеченный ею и массой воды, полетел вслед за глыбой - сверху меня нагнал огромный камень, от которого я не сумел отвернуться. Удар пришелся по голове. Как бы из другого тела я увидел себя, того, который держал в руках Что-то, - я увидел, как меня, то есть его, отшвырнуло камнем к стене, поцарапало до крови плечо, грудь, бедро. Как вывалилось из ослабевших рук Что-то и, планируя в струе и крутясь, скользнуло в черную, жуткую глубину.

Больше я ничего не помню...

Глава тринадцатая, в которой разговаривают все сразу, сир у костра возле разрушенной скалы

Зоя. Когда мы вытащили тебя из трещины, ты был как труп.

Ирина. Острая кислородная недостаточность, переохлаждение плюс тяжелейшие ушибы. Возможно, есть небольшое сотрясение мозга. Поэтому лежи, не двигайся несколько дней.

Виталий (задумчиво). Кажется, я изобрел еще один очень важный принцип... (Все смеются, Виталий обескуражен.) Что я такого сказал?

Янис. Не обижайся, старина, мы смеемся не над тобой.

Ирина. Теперь я знаю цену твоим принципам: стоило заиграть какому-то камню, и все твои принципы...

Виталий (обиженно). Что, я тронул кого-нибудь? Убил? Задушил? (Янису.) Ты что-нибудь имеешь против меня?

Янис. Нет. Не волнуйся, это был не ты. Ведь все это происходило совсем в другую эпоху.

Виталий. Вот попробуй ей объясни.

Янис. По-моему, всем все понятно. Главное, друзья, заключается в том, что здесь, в своем времени мы остаемся людьми. (Добродушно, косясь на Виталия.) Конечно, не без маленьких, очень маленьких недостатков...

Виталий (торопливо прожевывая кусок колбасы). Вы меня волнуете...

Янис. А Виталий - молодец, перенес продукты в пещеру, теперь бы сидели голодные: все осталось бы под скалой.

Ирина. Ой, не говорите мне про пещеру! Не могу представить, как я могла...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

После выступления «Смены»

«За порогом ПТУ», «Смена» № 9, 1974