«Итоги пятилетки разбили известный буржуазный «символ веры» о том, что рабочий класс не спое - бен строить новое, что он способен лишь разрушить старое...»
Сталин
В минском музее дети разглядывают длинный деревянный предмет с двумя привесками, обитыми ржавым железом. Они напоминают детям перья.
К длинной гладкой палке кроме привесное прикреплено четырехугольное ярмо. Горячую шею полесского вола оно давило столетия. Животное медленно волочило всю эту конструкцию. Босой человек шел позади, налегая на нее костями. Ржавые перья сохи, едва обмакнутые в чернила изодранной почвы, писали бесконечную повесть убожества этой страны.
Соха. Она - в музее.
Были писатели в Белоруссии, которые оплакивали водворение сохи в музей. Они проливали слезы и тогда, когда пятилетка надрезала желтую кожу полесских болот, гнойный нарыв лопнул, вода залила прорытые каналы, колонна тракторов взошла на простор осушенного поля. Эти писатели восклицали о Беларуси, о батьковщине, о «фатальной силе Беларуси», таящейся в болоте и утерянной с болотом.
Лучина, соха, болотный чарот, огни Купаловой ночи, белые одежды первобытной Кривим - вот о какой батьковщине пели писатели национал - демократического толка, забывая сказать, что:
белые одежды давно стали серыми, как гнилая солома на хатах, накануне войны из каждых ста жителей Белоруссии семьдесят были неграмотны.
Географы и этнографы императорского русского географического общества имели определенное представление об умственном укладе деревенского белоруса: «Некоторые основные черты умственного уклада белоруса сохраняются в городском пиджачнике: вера в нечистую силу, в помощь для борьбы с ней знахаря»...
Лучинную, знахарскую, безграмотную деревню легче превратить в колонию. Царские географы заботились об интересах империи. Белорусские национал - демократы смотрели в сторону Речи Посполитой - Польши (чьим помещикам принадлежало сорок процентов белорусских земель, чьи фабриканты сбывали гнилую мануфактуру полесскому крестьянину). Национал - демократы, агенты империалистической интервенции, смотрели в сторону Речи Посполитой, проклиная ветер с востока.
Но ветер дул.
Ветер Октября сшиб двуглавого орла русского империализма и «бялого ожела» империализма польского, оккупировавшего Белорусскую советскую республику в 1920 году. Но огромная часть страны с 4 - мя миллионами населения осталась в руках польских оккупантов.
С тех пор история Белоруссии пошла двумя потоками.
К 1927/28 г. БССР с помощью союзного пролетариата составила свой пятилетний план. Среди прочего республика наметила полностью ликвидировать неграмотность среди населения к 1933 г. и увеличить производство электроэнергии в три раза.
Беларусь Западная успела к этому году составить из заявлений своих представителей в польском сейме Кровавую Книгу:
«Сымону Романовичу в дер. Шиповка приковали цепями руки к ногам и били, связанного, пока он не потерял сознание. Его приводили в сознание, прикладывая горячую папиросу к рукам и груди. Тодара Ковальского волокли за волосы, потом привязали руки к ногам и били по пяткам, пока он не потерял сознание»...
Романовичи, Ковальские требовали от польских властей открытия белорусских школ.
В первый год пятилетки 68 тысяч, во второй - 169 тысяч, в третий - 248 тысяч и наконец в четвертый - 193 тысячи рабочих и крестьян советской Белоруссии ликвидировали свою неграмотность.
Детишки всех национальностей каждое утро собираются в тысячах школьных комнат. Белорусские, еврейские, польские, латышские, цыганские школы. Отцы в лучшем случае прошли науку церковно - приходской школы и хедера. Лишь 28 проц. детей училось до революции. В классе распластана на стене карта СССР - ее - дикой батьковщины трудящихся.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.