В республике не учится два процента детей - те, которых ребята в своих стенгазетах называют «злостными ненаведвальниками». Из пяти миллионов жителей два миллиона решают задачи, пишут диктовки и чертят. Почти одновременно вошел в силу декрет Совнаркома Белорусской ССР о всеобщем обязательном обучении и декрет президента Польской республики с запрещением открывать в течение 7 лет новые белорусские школы. Но что уж говорить о новых! В 1932 г. была разгромлена последняя белорусская частная школа в Шевлянах, Бреславского уезда. Польская пресса не скрывает, что в деревне Лазьники, под Вильной, польский учитель взимает 5 злотых с каждого, кто проронит белорусское слово. За «дык» или «але» ученик должен платить наличными.
Раньше поступали проще. Учителя делали зарубки на березовых палках - бирках и за пять белорусских слов ученик получал пять ударов палкой, а за двадцать пять - двадцать пять.
Родиной Дорошкина была не Беларусь. Он родился на Брянщине, в чернорабочей семье, пас коров.
в 1920 вступил в РКСМ, - и был председателем (тогда секретарей ячеек называли председателями) сельской ячейки комсомола. Уком послал его учиться сначала на рабфак, а потом в Сельскохозяйственную академию в Горках, в БССР. И БССР стала родиной Дорошкина. Он начал работать при кафедре профессора Медиша. Фитопатология - наука о болезнях растений - сделалась специальностью Дорошкина. Первые три его работы назывались: 1) Ржавые грибы Оршанского округа; 2) Опыливание, как новый метод борьбы с головней, головня в Белоруссии губила около 20 процентов всего урожая, и 3) Влияние температуры на прорастание спор головни.
В начале пятилетки ЦК партии большевиков Белоруссии послал Дорошкина в город Борисов поставить на ноги сельскохозяйственный техникум. По всей стране открывались техникумы, школы, вузы. До революции в этом крае не было ни одного высшего учебного заведения, а научную литературу составляли преимущественно издания минского духовного братства: «Прямой путь в царство небесное» и др...
При большевиках возникли:
Химико - технологический институт,
Планово - экономический,
Ветеринарный,
Институт крупного рогатого скота,
Торфяной,
Авто - дорожный
Аэро - фото - геодезический, - к четвертому, завершающему году Беларусь имела 32 вуза и тридцать студентов на каждые десять тысяч населения. В культурнейшей Германии на каждые десять тысяч населения приходится восемнадцать студентов, в Англии - четырнадцать, ко Франции - семь.
Дорошкин учил в Борисове деревенских ребят агротехнике, разбирал со словарем статьи в немецких сельскохозяйственных журналах. Маленький, с землистым цветом лица, простои, он думал о спасении картофеля, - в Белоруссии ежегодно пропадало 10 миллионов центнеров, - и когда ему разрешил ЦК, он поехал в пограничные районы и установил, что в Польше в 8 воеводствах распространен картофельный рак, грызущий клубни, его споры сохраняются в земле восемь лет, и эта зараза угрожает колхозным и совхозным полям Беларуси. Дорошкин разработал методы государственного картофельного карантина. Кроме того, он произвел порайонное описание заболеваемости картофеля, указав, что для полесского картофеля особенно опасен грибок, для могилевского - черная ножка и т. д. Белорусская Академия наук командировала его в Ленинград на всесоюзный съезд по защите растений, -
и маленький, с землистым цветом лица, освещенный юпитерами, он докладывал перед белыми бородами академиков.
Всесоюзный съезд признал положительный опыт БССР в борьбе с заболеваемостью картошки.
Друг Дорошкина, М. Гончарик, сын белорусского крестьянина, исследовал возможность массового выращивания сои в условиях БССР. Он не согласился с московскими картами и отодвинул границу возможного выращивания сои от Смоленска на линию Минск - Орша.
Надо еще рассказать о Герцеле Шкляре.
Отец Герцеля Шкляра был столяр, каких тысячи в местечках Беларуси. Герцель Шкляр носил священные лоскутья белой и черной материи, ходил в хедер и помогал отцу в мастерской. С тех пор, как поляки ушли из страны, с каждым годом ему становилось все скучней и скучней в местечке. Он стал читать минские еврейские газеты «Октябрь» и «Юнгер арбейтер» и однажды, тайком от отца, послал стихи в минскую редакцию и сам поехал за ответом в город. С тех пор не стало в местечке Герцеля Шкляра. Лишь через год там узнали, что Герцель стал безбожником, живет в общежитии вместе с белорусскими студентами, не отказывается от сала и мечтает стать профессором. Герцеля никто не проклинал. На него смотрели с упованием. Местечко само становилось другим. Старый Шкляр вступил в артель. Кооперация рубанков, утюгов, портновских ножниц и сапожных дратв выводила еврейское местечко из бездны пауперизма. В годы пятилетки тысячи еврейских семейств Белоруссии получили земельные наделы, организовали колхозы. Узкогрудые мученики хедеров и ешиботов взяли, в руки руль трактора и уздечку коня. Герцель Шкляр был в рядах новой еврейской молодежи, для которой родиной был не Сион. Он стал изучать взаимоотношения белорусского и еврейского языков и написал труд, который был принят к изданию Белорусской Академией наук, - худой, сутулый, черноволосый, он исписывает сотни листов узеньким цепким почерком, доказывая принципы марксистской лингвистики, - и еще написал Герцель Шкляр работу: «Лингвистические высказывания Лафарга», Таковы отдельные представители двух тысяч научных работников Белоруссии. В начале пятилетки их было пятьсот, а в 1921 всего 76 человек. В 1932 году Белорусская Академия наук издала пятьдесят книг большого научного значения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
В порядке постановки вопроса
«МОЙ ДРУГ» Н. Погодина в Театре революции