«Бармалейчики» с Камчатки

Генрих Гурков| опубликовано в номере №1238, декабрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Термометры должны были засомневаться – на Камчатке они или где-нибудь в Самарканде.

Преодолев отметку в 25 градусов, столбик ртути упрямо продолжал ползти вверх. Температура для Петропавловска-Камчатского неслыханная, самая высокая, какая фиксировалась с момента, когда этим вообще начали заниматься.

А по центральному городскому «пятачку» возле гостиницы «Авача», мимо разомлевших старух с бидонами и банками, из которых торчали пучки редиски и роскошные гладиолусы, мимо молчаливо-сосредоточенной очереди за квасом легко шагал паренек, будто бы спрыгнувший в этот знойный полдень с открытки, имеющей касательство к каким-нибудь альпийским сюжетам. На пареньке был аккуратный костюмчик горнолыжника, украшенный щёгольскими лампасами, шапочка с лихо сидящими на ней темными очками, рюкзачок, в котором прорисовывались горнолыжные ботинки. На плече паренек нес сверкающие интенсивной расцветкой, хотя уже слегка профессионально потертые лыжи «Элан».

На следующий день – спасибо по-кавказски темпераментному и по-дальневосточному организованному и четкому Геворку Шхияну из обкома комсомола – мы уже тряслись на «козле» по различимой с трудом извилистой тропинке, которая то появлялась, то безнадежно исчезала в неукротимо буйных камчатских джунглях. Путь лежал к вулкану Вычкажец, на склоне которого открывалась летняя резиденция «бармалейчиков» – так на Камчатке называют самых юных горнолыжников. Кто придумал – не знаю. Но приклеилось это шутливо-ласковое слово к мальчишкам и девчонкам неотрывно. И другие их так именуют. И сами о себе они тоже говорят: «Бармалейчики».

– Поломатая моя жизнь, – ворчливо изрекла завхоз Петровна и скучно посмотрела на белобрысого человека лет десяти. – Сорок семь вот таких – и все ходют, все спрашивают: где то, где это?

Петровна несколько сгущала краски. «Бармалейчики», прибывшие сюда утром, довольно быстро разобрались что к чему. Молниеносно разгрузили «Урал», натужный рев которого был слышен долго, за несколько километров, пока не вывалился он из леса, оказавшись этаким передвижным лыжным складом. Улеглись на траву разных размеров и феерических раскрасок лыжи «Польспорт», «Кнайсль», «Фишер», выросла гора ботинок «Алыгина», «Кабер», «Дюна-фит» – все самые известные мировые марки. «Бармалейчики» сегодня экипированы первоклассно. О том, как этого удалось достичь, каких, без преувеличения, мук это стоило, пришлось бы повести разговор особый...

Так вот, опровергая суждение Петровны о мнимой инфантильности юных обитателей спортивной базы, те быстро разбежались по брезентовым шатрам, облачились в подобающую погоде одежду и замельтешили в сторону удивительно красивого, но адски холодного озера, раскинувшегося между горами.

А четверо или пятеро самых шустрых уже волокли в сторону палатки армейских размеров котел с компотом – его не пришлось долго выклянчивать у добрейшего человека поварихи Иры.

Потом в лагере появился начиненный энергией, как электрический скат, «Витаминыч» – так ребята несколько упростили отчество Григория Вениаминовича Вайнеса, директора специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва Камчатского областного совета общества «Спартак» (в ней и состоят «бармалейчики»).

«Витаминыч» громогласным боцманским голосом что-то прогромыхал. Забегали дежурные. Сверкая пятками, понеслись с озера любители самостоятельного времяпрепровождения. Построение заняло несколько минут. Приветствие. Потом несколько минут – инструктаж. Нас занимал один пункт: вечерняя тренировка...

Много ли на свете мест, где круглый год можно кататься на горных лыжах? Да еще при этом в окружении непостижимого разнообразия пейзажей. По пути к месту тренировки – снежному склону в амфитеатре рыжего вулкана Вычкажец – проходишь по сказочному ковру камчатских цветов, а поднимаясь все выше и выше по склонам, открываешь на горизонте волны хребтов – то зеленых, то черно-белых, как зебры, то каких-то фиолетовых, окантованных розовой полоской контражурного солнечного света.

Трава, камни, языки снега... Вытянулась за тренером Сашей Каталаги-ным цепочка «бармалейчиков».

И вот она, чаша Вычкажеца.

...Тоненькая, как веточка, девчушка провела рукой по поверхности лыжи. Повернулась к подружке:

. – Вы Лену Ковалеву видели? А ее подружку Ларису Фомичеву – чемпионку профсоюзов и «Спартака»? Обе япошницы»...

И Вайнес объясняет, что это такое...

Когда не было в школе инвентаря для самых маленьких, поступали так: отрубали носок у поломанной лыжи, прибивали калошу – в нее валенок. Конечно, «Россиньоль» с креплением «Маркер» лучше, но что делать...

– Знаете, привезет мать такого клопа на занятия, тренер спрашивает: «А лыжи где?» «В сумке...»

Горные лыжи – спорт для «элиты» или спорт массовый? Дискуссия вчерашнего дня... На склонах Бакуриани, Домбая, Терскола встретишь академика и плотника, физика и лирика, деда и внука. Встретишь асов и новичков. Последних куда больше. Асами – не в курортном, так сказать, а в спортивном понимании этого слова – мы прежде особенно не блистали. Но уже есть сдвиги. И будут сдвиги – не претендуя на лавры пророка, это можно предсказать. Те, кто хоть раз наблюдал, как выглядят сегодня горнолыжные склоны от Закарпатья до Камчатки, от Кавказа до Хибин, сомневаться в этом не станут.

Но...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Там, где Новый год не кончается

Репортаж «Смены'78» с Московского завода елочных украшений