1918, февраль. На заводе создан комсомол. Все рабочие от 18 до 50 лет уходят в Красную гвардию, чтобы защитить Октябрь от германских интервентов.
1919. По указанию Ленина на заводе впервые в истории мировой техники строится и испытывается электровоз. 1924. Балтийцы выполняют заказ Волховстроя на изготовление щитов для плотины.
1925. На стапелях Балтийского завода закладываются первые советские лесовозы.
1934. По заданию правительства балтийцы отремонтировали за 18 дней ледокол «Красин», идущий на спасение челюскинцев.
«Ну как, понравился наш танкер? Мы его, брат, лучше, чем родное дитя, холим и лелеем. Семьдесят процентов сейчас на танкере работает комсомольцев. Работают, так сказать, на своем рабочем месте. А прибавь и этому все комсомольские организации нашего района, нашего города. Представляешь размах? Дело нешуточное — молодой Ленинград строит себе не просто памятник-глыбу, а, как бы это сказать, памятник-полпред. По всем морям и океанам будет ходить танкер, и везде будут знать люди о комсомоле Ленинграда...
Вообще-то шефство над изделиями привилось у нас давно, с двадцать девятого, считай, года. Как это мы обычно делаем? С самой первой закладки на стапеле берем корабль под свой контроль. Нет, не в качестве толкачей выступаем. Понимаешь, есть в шефстве две стороны, и не знаю даже, какая из них важней. Во-первых, комсомольская организация завода, каждый комсомолец делают все возможное, чтобы на «отлично» и в срок выполнить личное свое задание по постройке. Во-вторых, наши ребята уже на общественных началах проникают во все производственные сферы, обнаруживают прорехи, помогают исправлять их — превосходная школа хозяйствования!
Ну, например, с тем же «Комсомольцем». Помню, еще в самом начале задерживалась сборка на стапеле. Из-за пустяка: не было досок для лесов. Администрация цеха мечется и ничего поделать не может. А мы решили вопрос в течение часа после сигнала. Как? У нас богатый арсенал общественного воздействия. Прежде всего огласка. Вот почитай наш моментальный выпуск — обращение к ответственному сдатчику.
«Тов. Терехов! Почему 1 августа рабочие полдня ожидали подъема труб на танкер? Кому нужна такая организация производства?»
Реакция на такие обращения моментальная. Все на заводе, да и не только на заводе, понимают, что комсомол имеет право требовать. Заслужили доверие — потому нашей организации и верят, с ее мнением считаются. Теперь (люди привыкли!) каждое узное место у нас под контролем. Случись что, в специальный ящик (он, ты видел, вывешен на пирсе около танкера) кладутся сигналы, и мы в кратчайший срок принимаем меры.
Легко нам работать еще и потому, что в каждом цехе у нас есть пост штаба шефства, и по сигналам постов мы порой до министерства доходим...
Огласка, непременное доведение самого незначительного дела до конца — это одна сторона нашей работы. Есть и другая — конкретная помощь заводу районных и городских комсомольских организаций. Скажем, был у нас аврал с покраской корпуса — Невский район прислал двадцать человек ребят — маляров из ПТУ. Они работали две недели и высвободили наших специалистов для более ответственных работ. А субботник! На одних субботниках наши комсомольцы отработали двенадцать тысяч часов — по четыре часа на брата! Это цифра.
Работали у нас и студенты электротехнического института, и курсанты фрунзенского училища, и ребята из мореходки — вот что означает шефство города над танкером. Деловая помощь. Безотказная поддержка любого начинания комсомольцев завода...
Теперь о музее. Впрочем, извини, я уже в цейтноте: дел по горло. О музее тебе расскажет Виктор Куянцев, наш капитан...»
«В штаб шефства над танкером «Комсомолец Ленинграда» от комсомольцев 20-го цеха.
Мы работаем в бригаде, изготовляющей трубопроводы для котельного отделения. Наша бригада соревнуется в честь 100-летия со дня рождения Ленина. Мы хотим, чтобы танкер, носящий такое почетное название, был построен быстро и качественно, и прилагаем к этому все свои усилия. Но одних наших усилий, оказывается, недостаточно. Нас серьезно задерживает с химической очисткой труб цех 11. Находятся под угрозой срыва сроки, установленные для сдачи многих основных трубопроводов. Мы обращались к нашему мастеру, к старшему мастеру — результатов пока никаких.
Цех 11 задерживает для нас следующие трубопроводы (следует перечень).
Просим штаб шефства оказать нам содействие, а комсомольскую организацию цеха 11 — проконтролировать исполнение заказа для нас.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Комсомолец 20-х годов, ныне известный советский строитель профессор Иван Васильевич Комзин, отвечает на вопросы журналиста Ю. Калещука