23 000 000 портретов

Евг Долматовский| опубликовано в номере №994, октябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комсомолу — полстолетия, и это практически означает, что все поколения, активно действующие ныне во всех областях нашей советской жизни, прошли его школу. Комсомол вправе этим гордиться, но пройденный путь повышает его ответственность сегодня за воспитание молодого поколения годов шестидесятых и семидесятых.

Мне, вступившему в комсомол в тридцатом году, было бы легко рассуждать о нынешних комсомольцах, глядя на них как бы издалека.

Это очень заманчивый способ, да к тому же и весьма стандартный: вот какие мы были!

И тут же немедленно выползает следующая сентенция: а ныне молодежь уже не та...

Нет, я не пойду по этой легкой, нудной и справедливо раздражающей молодого современника дорожке.

Не лучше ли вспомнить, что во все времена отцы мечтали о том, чтобы дети были развитее, образованнее, в общем, совершеннее их, реально демонстрируя прогресс человечества на опыте своей семьи.

И пусть эта почти биологическая жажда увидеть себя, свое отражение в детях выше, красивей, духовно богаче не затмится ворчливым недовольством, досадой на то, что ты в свое время не успел, не смог или не имел возможности совершить. Сравнение поколений вне совершенно определенных условий жизни общества на разных этапах его развития бессмысленно и неправомерно.

Но было бы легкомысленно и бесплодно забывать о знаменателе, о прочных, из поколения в поколение переходящих чертах комсомола как организации особой и небывалой и о том, что традиции — одна из народных ценностей.

Наше советское общество — новое и новаторское по своей сути и природе. Октябрь непременно должен был изменить характер человека: ведь он поставил его в новые условия. Задача была простая, если ее формулировать, и очень сложная, если говорить о ее решении — обеспечить подлинную свободу личности, дать неограниченный простор для ее совершенствования, сплавить личные и общественные интересы. И все это не для особо выдающегося человека, а для каждого.

Задача о каждом отдельном человеке решалась и решается в масштабе всего общества.

Толпа посредственностей? Нет и нет!

Ряды людей, имеющих все возможности, чтобы стать выдающимися, глубоко и высоко раскрывших себя личностей?

Да, именно так и только так.

Пристально и пристрастно вглядываюсь в открытые и одухотворенные — все без исключения по-своему красивые — лица моих молодых современников, комсомольцев шестидесятых годов.

Не хочу быть холодным исследователем, не могу, не умею, наверное, уже и не сумею. Хочу иметь право учить их и иметь счастье у них учиться. Это тоже не просто — как видите, сложные судьбы у всех поколений. Постараюсь понять их не со стороны, а изнутри.

Итак, комсомолец шестидесятых годов двадцатого века. Каковы черты сходства отцов и детей и каковы новые черты нынешних комсомольцев?

Будучи материалистом, я все же полагаю, что при социологическом исследовании мы вправе говорить прежде всего об их духовном мире. Победа социализма небывало расширила духовный мир молодежи. Мне часто говорили иностранные собеседники, побывавшие в СССР, что их всегда поражает знание, к примеру, литературы их стран в самой широкой аудитории. Мы этому не удивляемся — как может быть иначе?

Есть ли в этом отличие от предыдущих поколений? Фактически — да, а по сути — нет. Стремление к знаниям, к учебе обуревало и тех пареньков, что жили за фабричной заставой или в лаптях шли в районный центр. Но развитие и утверждение социализма прибавили простора — ими получили возможность воспользоваться ныне практически все молодые люди.

Новый смысл приобрело понятие интеллигентности. Интеллигенция, интеллигентность ныне не ограничиваются кругом определенных профессий. Это черты характера, одинаково присущие и рабочему, и колхознику, и тем, кто трудится в области культуры, науки и искусства.

Читатели «Смены» познакомились в предъюбилейные месяцы со многими своими товарищами, воспитанными комсомолом. Знакомство это не первое, однако от этого оно не стало менее интересным. В юбилейные дни не только вспоминается пройденный путь. Юбиляр — нынешняя молодежь, комсомольцы годов шестидесятых, те ребята, целая галерея которых прошла перед читателями «Смены». Но всем понятна не только обобщающая сила, но и естественная ограниченность такой публикации.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого  российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о  Надежде фон Мекк   – женщине, видевшей смысл своего существования  в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Точка отсчета

Комсомолец 20-х годов, ныне известный советский строитель профессор Иван Васильевич Комзин, отвечает на вопросы журналиста Ю. Калещука