Балет после… балета

Андрей Юрьев| опубликовано в номере №1454, декабрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Экспериментальная балетная студия была создана два года назад. Придумал ее Дмитрии Брянцев — главный балетмастер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Придумал потому, что стало тесно в коридоре собственного творческого поиска, потому что в его театре люди хотят и любят работать, любят дерзко экспериментировать, охотно откликаются на смелые идеи...

— Мы просто почувствовали необходимость дополнительной творческой работы, — говорит Дмитрии Брянцев. — Студия — это исключительно по желанию. Хочешь — репетируешь, не хочешь — волен распоряжаться своим свободным временем. как душе угодно. Кроме того, в силу объективных производственных причин, в силу специфики нашего театра мы имеем возможность выпускать в год два больших спектакля: полгода репетируется балет, полгода — опера. Репетиционное время расписано жестко, оркестр всегда занят. А студия — вне регламента. Мы отказались и от оркестра — студийные спектакли идут под фонограмму. Только хочу подчеркнуть, что студия — это не театр в театре. Вначале мы назвали ее молодежной, но потом решили отказаться от этого определения. Мне как раз важно, чтобы в работе принимали участие и молодые артисты, и артисты старшего поколения. Только так, на мои взгляд, может полноценно и творчески осуществляться передача опыта. И только в таком содружестве могут родиться настоящие человеческие взаимоотношения, без которых театр, я уверен, не может и не должен существовать. В студийной постановке легко наблюдать творческий рост молодого артиста. Я думаю, что некоторая необязательности студийности раскрепощает человека и психологически, он не боится ошибаться, смелее доверяется своей интуиции, легче и свободнее проявляет свою индивидуальность. Например, интересно сыграла Светлана Фещенко роль Сюзанны в спектакле студии «Браво, Фигаро!», очень неожиданно, ярко вошел в этот же спектакль Андреи Гласшнеидер.

...Закончилась очередная репетиция в балетном классе. Беседую с молодыми артистами Светланой Фещенко и Алексеем Дубининым — недавними выпускниками хореографических училищ.

Алексей Дубинин:

— Студия — это непредсказуемый поиск. Это простор для фантазии и замечательная возможность для самовыражения. Ведь когда молодой артист приходит в театр, свою работу он начинает, как правило, с вводов в старые постановки. Честно говоря, это не всегда интересно, ведь рисунок роли уже задан, и твоя задача — органично влиться в уже готовую форму». Возможность личного прочтения ограничена. А в наших студийных постановках я исполняю главные роли — согласитесь, это кое-что. Сейчас, мне кажется. очень важно искать новый хореографический язык, пока что современная хореография живет лишь в малых формах, в одноактных балетах. Трудно назвать хотя бы один полноценный, интересный современный балетный спектакль. Между прочим, из-за этого, по-моему, существует и проблема с молодым зрителем на балетных постановках. Молодежи в зале немного. На классические постановки. такие, как Спартак или Лебединое озеро, молодым попасть практически невозможно: все билеты забирает «Интурист». Представление о современном балете у молодежной аудитории весьма поверхностное — зрители знакомятся с не лучшими телекиновариантами балета. А балетный спектакль нужно видеть объемно, чувствуя — именно чувствуя! — живой оркестр...

Светлана Фещенко:

— Студия — это поиск новой пластики. возможность ухода от канонов. Мы вместе с Брянцевым пытаемся привнести в постановки современное прочтение жизни. Я тоже считаю, что в театре должно появляться больше спектаклей, рассчитанных на молодого зрителя. Наша жизнь становится все интенсивнее, мы все больше получаем информации, ритмы просто стремительны. И все это должен учитывать балет. К сожалению, в школе нет такого предмета, который я бы назвала «художественное образование», где подростков готовили бы к восприятию драматического или балетного спектакля. Думаю, что на балетный спектакль нельзя приходить неподготовленным. В лучшем случае он восхитит, но не взволнует. По-моему, наша студийная постановка «Вечер современной хореографии — значительный шаг в поиске балетного языка, шаг к молодому зрителю. Я сама, например, когда идет этот спектакль, каждый раз смотрю из-за кулис миниатюру «Дорога», где звучит музыка Элтона Джона, — это очень современно, эмоционально, там каждое движение заставляет думать, фантазировать...

За два года существования экспериментальной студии поставлены четыре спектакля: «Браво? Фигаро!». «Девять танго и Бах», «Вечер старинной хореографии», «Вечер современной хореографии». В планах: балет по сказкам А. М. Горького, балет по произведениям Куприна... Словом, впереди поиск.

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первые перемены

После выступлений «Смены»

Липы

Повесть