Мы вышли из инструментального и по скользким от январской поземки шпалам пошли к складу готовой продукции. Почему внушительное это сооружение, напоминающее авиационный ангар, называют складом? Наверное, дань традиции. Да и слово «продукция» применительно к мощным челябинским тракторам, на основе которых собирают здесь самоходные агрегаты «Бакинец», не подходит....
Над воротами «ангара» вьюжный бакинский норд трепал транспарант. И он «стрелял» на ветру, будто взрывал новогодние хлопушки. На мгновение порывы затихали, и тогда можно было разобрать текст: «Шмидтовцы! Выполним заказ Тюмени досрочно, с отличным качеством!»
Щелкнул тумблер! Что-то треснуло в чреве репродуктора, и простуженный голос заводского диктора объявил: «Внимание! Готовится к отправке партия оборудования в северном исполнении».
В морозном воздухе лязгнула сцепка, глухо застучали колеса, лениво входя в ритм. Мимо поплыли тяжелые платформы, под брезентовыми чехлами угадывались контуры «Бакинцев», штангово-зов, фонтанной арматуры.
– Пошел наш «северный поезд», – облегченно вздохнул Гусейн
Бахшиев, секретарь заводского комитета комсомола.
Он здоровался с проходившими мимо нас ребятами, кого-то просил зайти в комитет, кому-то давал задание «выбить транспорт», отвечал на мои вопросы, но все это не мешало ему вести счет медленно порзущим платформам.
– Двадцать пять! – провожая взглядом состав, с гордостью произнес он. – Северное исполнение у нас под особым контролем. Самый важный заказ.
Вдали на подъездных путях мелькнул и исчез алый флажок последней платформы. А я подумал, что вот здесь, на запорошенном снегом дворе, берет свое начало одна из дорог, ведущих к тюменским кладовым нефти и газа. Открываются новые месторождения – растет потребность в оборудовании. От его количества и качества во многом зависит успешное решение большой государственной задачи освоения и развития Сибири, о которой говорил в речи на ХУШ съезде ВЛКСМ товарищ
Л. И. Брежнев. На заводе родился комсомольский почин: «Пятилетний план заказов Тюмени – за четыре года!», широко подхваченный коллективами «Союзнефтемаша».
Прежде чем прийти на Бакинский ордена Ленина машиностроительный завод имени лейтенанта Шмидта, я побывал во Всесоюзном производственном объединении «Союзнефтемаш». И сейчас, когда, проводив состав, мы возвращались с Гусейном в комитет комсомола, вспомнил разговор в объединении с начальником отдела Халилом Мамедо-вичем Мамедовым. Речь шла о том же – о тюменских поставках, но в более широких масштабах. «Союзнефтемаш» – это двенадцать бакинских предприятий, в чьих цехах рождается новейшая нефтепромысловая и геологоразведочная техника. При создании сложных агрегатов, таких, скажем, как «Коро-80» (комплекс оборудования для ремонта и освоения скважин), усилия заводов объединяются. Осуществляется кооперация и со многими предприятиями в других городах страны. Но каждый завод производит «свою» продукцию.
На столе у начальника отдела лежала сводка, из которой становилось понятным, кто и что поставляет, геологам и нефтяникам Тюмени. Скажем, завод «Бакинский рабочий» отправляет в основном станки-качалки и новый вид плететрубовозов, которые широко применяются на строительстве магистральных трубопроводов; завод имени Дзержинского – глубинные насосы для бурения скважин; завод имени Касимова – промывочные агрегаты, оборудование для исследования и кислотной обработки скважин; завод имени Сардарова – трубы с приварными концами и
К тюменским заказам с высокой мерой ответственности относятся коллективы всех предприятий объединения. За минувший год для геологов и нефтяников Тюмени было произведено оборудования на десятки миллионов рублей. Причем 88 наименований продукции отмечены Знаком качества, восемнадцати из них высшая категория присвоена в 1978 году. К 1 ноября минувшего года были выполнены годовые планы поставок важнейших видов оборудования. 525 станков-качалок, 6294 глубинных насоса, 143 агрегата-подъемника отправлены заказчикам.
Из всего, что я услышал и увидел в объединении, становилось совершенно очевидным: в Азербайджане широко поддержана инициатива москвичей подосрочному и качественному выполнению заказов Сибири и Дальнего Востока. И это еще раз нашло веское подтверждение тем ветреным январским утром, когда провожали шмидтовцы в дальний путь свой «северный поезд».
В начале десятой пятилетки четырнадцать лучших рабочих завода имени лейтенанта Шмидта выступили с инициативой выполнить до конца 1980 года два пятилетних задания.
Самое полезное начинание держит серьезный экзамен, соприкасаясь с действительностью. Не секрет, что порой иные почины, едва «коснувшись» станка, гаснут. Так бывает в тех случаях, когда инициатива не подкреплена инженерными расчетами, когда она скороспела, незлободневна.
Выдержал ли экзамен почин шмидтовцев? Начинание четырнадцати, одобренное ЦК Компартии Азербайджана, вылилось в подлинное трудовое состязание всего передового коллектива за достижение наивысшей производительности труда. Основа этого почина – точный экономический расчет, предусматривающий тесное взаимодействие со смежниками, с коллективами цехов, поставляющих сырье для обработки, четкие графики обеспечения рабочих мест деталями по всей технологической цепочке. Сегодня более ста рабочих выполнили планы десятой пятилетки, причем 56 из них – за 2,5 года. За три года десятой пятилетки произведено сверхплановой продукции на 8 миллионов 550 тысяч рублей. За это время выпущено столько продукции, сколько за всю девятую пятилетку. Сейчас в движении, начатом шмидтовцами, участвует более трех тысяч рабочих бакинских предприятий. Вот каковы итоги инициативы, родившейся на заводе.
Почин «За пятилетку – две пятилетки» имеет самое прямое отношение и к тому, что заказы Сибири и Дальнего Востока выполняются досрочно и с отличным качеством.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.