Живет в деревне золотых рук мастер. Он и окна обведет ажурным узором, и ложки распишет всем на удивление, и детям чудо-коней из глины вылепит, и блоху подкует, как легендарный Левша. За долгую свою жизнь выучит он себе преемников. Глядишь, ранней весной на ярмарке расцвечиваются прилавки пестрыми радостными узорами: полдеревни съехалось похвалиться своими поделками. И летит уже молва: «Вон жостовские бабы стоят. Красивый товар привезли...» Так рождался промысел, так росла его слава.
Но в конце прошлого века многие промыслы стали исчезать. Взамен традиционных народных Изделий в деревню проникли дешевые прозаические городские товары, в которых не было и следа выработанных веками художественных принципов. Мещанские гипсовые фигурки вытеснили дымковских ярких водоносок, лихих гусаров и нянек. Исчезла колоритная роспись лакированных подносов из подмосковного села Жостово переживали кризис мастера палехской миниатюры, теряло национальный стиль вологодское кружевоплетение.
И только в годы Советской власти был создан единый центр, руководивший деятельностью промыслов. Громадную роль в возрождении ремесел сыграл восстановленный Кустарный музей в Москве. Но возникли новые проблемы: кому передать мастерство, как сохранить традиции, где найти «золотую середину» соединения народных истоков и революционной символики? Нужно было воспитать новое поколение мастеров...
Посмотрите на скатерть «Сказка о золотом петушке». Сложный и затейливый узор вологодского кружева, классические для русского народного орнамента мотивы. Уже в XVIII веке кружево было главным украшением в русском костюме и домашнем убранстве. В шкатулке «Красные косынки» революционный пафос палехской живописи: возвышенная и романтическая приподнятость, четкость композиции, эпическая сила образов.
Работы Галины Мамровской и Валенщна Ходова были представлены на московской выставке произведений одиннадцати молодых художников – лауреатов премии Ленинского комсомола 1978 года, мастеров народных художественных промыслов России.
Обращение к русской классике и фольклору – интересное и плодотворное направление народного искусства. Но это не прямое подражание, заимствование традиционных сюжетов, тем и красок. Это соединение народных мотивов с сегодняшним дыханием современности. Неожиданны композиции Михаила Дворникова «Олимпиада-80» и «БАМ» в сочетании с давно знакомой нам темой богородской игрушки «Лесной концерт».
Ковш с причудливой головой петуха и наборы для мороженого и варенья. Необыкновенно тонкий узор на шкатулке «Горностай и птицы». Татьяна Баранова и Геннадий Осипов не порвали нити, связывающие их с ложкарным кооперативом в Семенове, продолжавшим старинные традиции хох-ломской росписи по дереву, и с холмогорской школой резьбы по кости, возобновившей после революции это традиционное ремесло русского Севера.
Участники выставки молоды. Но в их руках необычайно трудное и тонкое дело: открыть и сберечь для себя, для нас традиции народных умельцев, постигнув секреты их мастерства, придать каждому произведению свой, неповторимый узор. Гжель, Палех, Жостово, Вологда, Дымково, Федоскино, Холмогоры, Богородское должны остаться для нас центрами свободной и смелой, народной фантазии, пытливости, гордости и веры человека в самого себя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.