Автор гениальной комедии

В Жданов| опубликовано в номере №641, февраль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 125-летию со дня смерти А. С. Грибоедова

Вот уже второе столетие не сходит с русской сцены «Горе от ума» - гениальная комедия Александра Сергеевича Грибоедова. Давно и прочно вошли в наше сознание ее полнокровные, взятые из самой жизни образы, стали нарицательными ее типы. Многие строки чудесных грибоедовских стихов украсили и обогатили нашу речь. Еще Пушкин предсказывал, что каждый стих «Горя от ума» войдет в пословицу. И это предсказание сбылось в полной мере.

Личность человека, написавшего одну из лучших русских комедий, необычайно своеобразна и привлекательна. Природа слила в нем воедино ясность и остроту ума, пылкое сердце, мужественный склад характера, разностороннюю одаренность. Она наделила его талантом поэта, темпераментом общественного деятеля, душой пылкого патриота. Грибоедов, учившийся последовательно на трех факультетах Московского университета, готовился стать ученым; он знал целый ряд европейских и восточных языков, в том числе персидский и арабский. Немногие из современников могли сравниться с ним в знании древней и новой истории, филологии, экономических и юридических наук. Он изучал латинских и греческих классиков, славянскую поэзию, восточные памятники, не говоря уже о литературе английской и французской. «Совестно читать Шекспира в переводе», - говорил Грибоедов одному литератору.

Грибоедов был в то же время отличный математик, выдающийся дипломат и одаренный музыкант. Сочиненные им вальсы до сих пор входят в концертные программы. Великий Глинка в своих «Записках» назвал Грибоедова «очень хорошим музыкантом».

После окончания Отечественной войны 1812 года Грибоедов был захвачен могучим национально-патриотическим подъемом, всколыхнувшим все русское общество. Будущий автор «Горя от ума» оказался в центре того общественного возбуждения, которое царило в Петербурге в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Он вращался в среде передовой петербургской молодежи, близко знал таких людей, как Пушкин, Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер, Каховский, Одоевский. Вместе с первыми революционерами он разделял чувство горячей любви к отечеству, гордости за свой народ, с честью выдержавший тяжкое испытание войны. Вместе с ними он мечтал о свободной жизни и с негодованием осуждал крепостнический строй, обрекавший огромную крестьянскую страну на темноту и невежество, сковывавший силы народа.

Мысль о том, что народ-победитель прямо с поля битвы вернулся под прежнее ярмо, под кнут рабовладельца, щемящей болью отзывалась в сердце Грибоедова. Эта мысль оскорбляла чувство его национальной гордости.

Один из современников писателя рассказывает, что ему не случалось «...видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию. Он в полном значении обожал ее». И недаром много позднее Грибоедов собирался написать патриотическую драму, героем которой должен был явиться крепостной крестьянин - участник великой борьбы с наполеоновским нашествием.

Как и Пушкин, Грибоедов близко стоял к кружкам декабристов, был связан с виднейшими деятелями «Северного общества»,

а может быть, и являлся его членом (так предполагают некоторые советские исследователи). Во всяком случае, хорошо известно, что, находясь на Кавказе, Грибоедов был глубоко потрясен пришедшим из Петербурга известием о разгроме восстания 14 декабря, о гибели его вождей. После этого Грибоедов был арестован, подвергался преследованиям; его подозревали в причастности к движению.

Знаменитая комедия «Горе от ума» по своему идейному содержанию непосредственно отражала взгляды декабристов, и недаром они высоко ценили ее, рассматривали как пропагандистский документ и активно распространяли в списках. В глазах декабристов «Горе от ума» являлось как бы обвинительным актом против самодержавия. С ненавистью к угнетателям повторяли они, например, горькие слова Чацкого о крепостных актрисах, «распроданных по одиночке».

Связь с передовым общественным движением своего времени сделала грибоедовскую сатиру политически злободневной, определила силу ее реализма, ее бессмертие. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин писал: «... Его рукописная комедия: «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами...»

«Горе от ума» - одно из великих произведений классической русской литературы. Давно отошел в прошлое тот уклад жизни, который изображен в комедии, давно стали музейными экспонатами изображенные в ней персонажи старой дворянской Москвы. Но все не стареет гениальное произведение русской сатиры, все не тускнеют его краски и образы. По-прежнему, сидя в театре, мы напряженно следим за развитием действия - за тем, как нарастает конфликт между Чацким и окружающим его фамусовским обществом, как колеблется Софья, не умеющая сделать правильный выбор, ибо чувства и мысль ее связаны косной и лживой моралью этого общества. Свирепо расправляется с честными людьми, с просвещением барин-крепостник Фамусов; его поддерживает уродливый солдафон Скалозуб, олицетворяющий аракчеевскую реакцию; угодливо гнет свою гибкую спину ничтожный лицемер Молчалин; балагурит и фантазирует туповатый Репетилов; глухие, полубезумные старухи, шипя, передают друг другу сплетни. В этом страшном мире чувствует себя одиноким умный, благородный Чацкий - декабрист, как назвал его Герцен. Глубоко раскрывая возвышенный характер своего героя, Грибоедов стремился показать бунт передового и мыслящего человека против враждебной среды, против тех, кто попирает права и достоинства личности. В монологи Чацкого писатель вложил свои мысли о самом главном: о народе, о судьбе своего отечества. Мы с волнением слушаем пылкие речи Чацкого, полные ненависти к рабству, согретые любовью к обездоленным и угнетенным, осуждающие пренебрежительное отношение к отечеству, к национальным традициям. Вспомним монолог, в котором Чацкий призывает:

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой.

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжей.

От жалкой тошноты по стороне чужой...

... Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены