... Дюжий молодчик в костюме опереточного гусара замахивается саблей на неестественно изогнувшуюся девицу. На горле у нее яблоко. Вся эта сцена весьма напоминает убогий аттракцион провинциального бродячего цирка конца прошлого века.
Но это не цирк. То, что изображено на снимке, помещенном в журнале «Юнайтед Стейтс ин Ворт унд Бильд», происходит в наши дни в крупнейшем городе Соединенных Штатов - Нью-Йорке.
Эта нелепая сцена - эпизод из новой американской оперы «Вильгельм Телль», которая представляет собой переработанную, иными словами, изуродованную до неузнаваемости, драму Шиллера. Кто же автор этой, с позволения сказать, «редакции» пьесы? Он бывший преподаватель фехтования в одном из американских колледжей. Попавший к нему в руки томик Шиллера натолкнул его на мысль, что на пьесе немецкого классика можно сделать бизнес. Нужно только модернизировать ее. И вот на сцене одного из нью-йоркских варьете появляется «Вильгельм Телль» по-американски.
Для постановщика не важно, что от шиллеровского текста ничего не осталось, не важно, что этот пошлый фарс сопровождается ревом «буги-вуги», не важно, что искусство осквернено и растоптано. Зато карманы предприимчивого дельца полны. Завсегдатаи варьете хорошо платят за щекочущий нервы момент, когда фехтовальщик разрубает яблоко, лежащее на горле у девицы.
Этот факт - один из тысячи ему подобных. «Искусство - хороший бизнес» - говорят дельцы и. следуя этому правилу, пускаются на всевозможные ухищрения, чтобы наполнить свой карманы. И вот появляются всевозможные инсценировки, «бейсбольные оперы», «оперы-мистики для детей» и т. д.
Недавно в Нью-Йорке состоялась премьера оперы некоего Вильяма Шумана, директора музыкального колледжа. В афишах значилось: «Кэзи могучий». Бейсбольная опера». Предприимчивый композитор-бизнесмен вознамерился убить сразу двух зайцев. Посетители оперы получили возможность одновременно посмотреть на сцене бейсбольный матч и послушать музыку. Правда, музыки совсем не было слышно: ее заглушал рев и свист болельщиков, подбадривающих актеров-бейсболистов. Чтобы обеспечить успех представления, автор пригласил почти на все роли профессиональных спортсменов-бейболистов. «Опера Шумана имела несомненный успех, - писали критики. - Зрители заключали пари; к концу действия атмосфера накалилась настолько, что пришлось вызвать наряд полицейских». Теперь эта бейсбольная опера, или, может, лучше сказать, оперный бейсбол, является одним из «боевиков» на Бродвее.
Профанация и осквернение искусства - одна из сторон «американского образа жизни». Американские империалисты стремятся уничтожить подлинное искусство и вместо него создать растленное «искусство толстых».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.