Атомный локомотив

В Степаненко| опубликовано в номере №695, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дипломный проект студентов Анатолия Степанова и Виталия Шайкова

Это было около года назад. Группа студентов Высшего технического училища имени Н. Э. Баумана проходила преддипломную практику на Коломенском паровозостроительном заводе. В то время в конструкторском бюро завода шла разработка проекта газотурбовоза. Студентам очень хотелось принять участие в этой работе. Они рассказали о своем желании профессору Ивану Федоровичу Суровцеву. Внимательно выслушав юношей, он сказал:

- А не заняться ли нам проектированием атомного локомотива?

Мысль понравилась. Студенты Анатолий Степанов и Виталий Шайков решили взять разработку проекта атомного локомотива в качестве диплома.

Прежде всего друзья строго распределили между собой обязанности. Анатолий должен был произвести расчеты турбины, конденсатора, а Виталий - реактора и котельной установки.

Нужно было изучить много технической литературы, познакомиться с тем, что написано по этому вопросу в иностранных журналах.

Наибольшие трудности проектировщики встретили при выборе типа и размеров реактора. После долгого изучения многих схем остановились на гетерогенном реакторе с графитовым замедлителем.

Очень сложным оказался выбор турбины. В отличие от обыкновенных турбин, которые, как правило, работают на одной скорости, предстояло создать турбину с двумя ступенями скоростей.

Для изоляции паровозной бригады от вредного действия радиоактивных излучений первичного теплоносителя, циркулирующего в реакторе, был оборудован второй, промежуточный теплообменник.

Уточнив вес оборудования, друзья решили, что локомотив должен состоять из двух секций: в первую войдут реактор и котельная установка, во вторую - паровая турбина, конденсатор, вспомогательные устройства. Длина первой секции составит 25 метров и будет иметь 12 осей. Вторая - тоже 25 метров, но 6 осей. В каждой секции предусмотрены просторные кабины для машинистов, благодаря чему тепловоз может не разворачиваться по кругу.

Наконец материал собран, расчеты произведены. Дипломная работа закончена. Наступил день защиты. В зале рядом со студентами - видные ученые, профессора. На огромной доске развешаны многочисленные чертежи. Здесь схемы реактора, турбины, генератора. Анатолий Степанов дает объяснения:

- Мощность локомотива будет составлять 5 500 лошадиных сил. Без добавления воды он сможет проходить больше тысячи километров.

Потом выступает Виталий Шайков. Он рассказывает о реакторе и котельной установке.

- Для заправки реактора, - говорит он, - потребуется естественный уран, обогащенный до двух процентов ураном - 235.

Государственная экзаменационная комиссия дала проекту атомного локомотива отличную оценку.

Преподаватели, друзья тепло поздравили молодых инженеров - комсомольцев с успешным завершением работы. И, конечно, первым подошел поздравить своих учеников профессор Иван Федорович Суровцев.

- Я уверен, - сказал он, - что недалек тот день, когда на стальных магистралях нашей страны появится атомный локомотив.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На шестом материке

Дневник антарктической экспедиции