Атака стрелой

  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1968 году, когда я победил на чемпионате мира среди юниоров и решил, что в фехтовании для меня уже нет тайн, мой самый первый, «юношеский», тренер Лев Серасримович Корешков привел меня в манеж ЦСКА на «смотрины» к Давиду Абрамовичу. Дальше я занимался уже у него и, едва приступив к тренировкам, понял, что в этой «школе» я гожусь еще только в «первый класс». А Лев Серафимович... он вернулся к ребятам, в детско-юношескую спортивную школу.

В фехтовании я остался только благодаря ему. Так сложилось, что, когда я кончал десятый класс, начала прихварывать мама, а материальной помощи ждать было неоткуда. Я пошел работать на почту: разносить по утрам газеты. Летом сдал экзамены и поступил в институт (это был технический вуз, тогда я еще делил свое время между увлечением техникой и спортом, спорт оказался сильнее, и позже я стал учиться в институте физкультуры). Осенью, когда начались занятия, приходилось тяжеловато. Вечером на тренировках я просто спал на ходу. Чем-то нужно было жертвовать. Взрослые советовали – фехтованием.

Лев Серафимович убедил меня, что все будет хорошо, что трудности можно преодолеть. А главное, помог мне устроиться на работу полегче – здесь же, при спортзале, кладовщиком. Следил, как я питаюсь, помогал материально. И ведь нельзя сказать, что я тогда поражал кого-нибудь своими фехтовальными достижениями... Уже за то, что в самую важную пору – годы юношеского становления – я оказался возле такого человека, как мой первый тренер, можно быть благодарным судьбе и спорту.

Моя жена тоже занимается фехтованием. Недавно нашему сыну Алешке исполнился год. И Таня решила снова начать тренироваться. Как же мне ее не понять? Хоть мы живем отдельно от родителей, а у меня начался олимпийский сезон (да и вообще-то я ей плохой помощник – ведь все время в разъездах), однако все проблемы можно решить, если есть у тебя цель, к которой стремишься. В конце концов на то и голова на плечах, чтобы решить, что важнее. Без чего сможешь жить, а без чего – нет. Без накрахмаленной рубашки Алешка проживет. А вот каково ему придется, если его мама будет считать себя несчастным, несостоявшимся человеком? Сможет ли стать счастливым он?..

Все готовятся к Олимпиаде-80. Разумеется, с математической точностью предсказать состав нашей команды и особенно результаты соревнований очень трудно. Но фавориты, главные претенденты на первые места» всем поклонникам сабли известны. Вот, скажем, Виктор Сидяк. Мне нравится его ненасытная жажда боя. Он просто не может быть вторым! По-моему, ему все равно, где драться: на первенстве мира или на первенстве жэка – на его настрой это не влияет. «Опа-на!» – кричит он, загоняя отступающего в панике противника в самый конец дорожки. Ему по нраву лихая рубка, чтобы только перья летели. Едва на лицо опускается маска: вперед – и бон кураж! Смелая атака, дерзкий прием – и чистый удар! Маска сорвана, усы встопорщены – все увидели, как я могу? Подождите, то ли еще увидите!

И в тренировочных боях не отпустит, пока не выиграет, обидится; если откажешься продолжать. А посмотрите на его спортивную биографию: чемпион страны и обладатель Кубка СССР, чемпион мира и Олимпийских игр в личном и командном зачете, и Универсиаду он выигрывал и различные турниры, а в 1973 году был призван Международной федерацией лучшим фехтовальщиком года. И, однако, на каждый новый бой он выходит с новым азартом.

Владимир Назлымов славится другим качеством. Его сила – в несгибаемой воле, поразительном упорстве, умении приказать себе бороться до конца. Для него, я думаю, нет «удобных» и «неудобных» противников. Грозный фехтовальный опыт капитана нашей команды, ветерана сабельных поединков позволяет ему равно успешно противостоять соперникам и осторожным, и лихим, и агрессивным, и относительно миролюбивым. Никакими титулами и заслугами его не смутить – да и странно было бы это, ведь Назлымов сам обладает таким перечнем побед и наград, какому может позавидовать любой фехтовальщик мира.

Владимир знает излюбленные методы ведения боя почти всех саблистов, и я горжусь, что в монреальском финале выиграл у него своим коронным приемом – атакой «стрелой». Я левша и часто бью не в маску, не в бок, а в руку чуть выше запястья, и уже так отработал этот удар, что всегда попадаю в один и тот же участок руки, длиной не больше пяти сантиметров. «Эх!» – как со стороны услышал я тогда свой победный крик, хотя вообще-то кричу редко...

Каждый день я вижу, как тренируется Миша Бурцев. Это будут его первые Игры, ведь в Монреаль он ездил запасным, хотя предварительные бои провел очень неплохо. А ему тогда не было и девятнадцати, для сабли это прямо-таки младенческий возраст. Прошло четыре года, и стоит посмотреть, как он фехтует сейчас! Я имею в виду не только технику и тактику – это, как говорится, при нас, на то мы и члены сборной. Мне кажется, что в его манере боя теперь, как никогда прежде, проявляются его прекрасные человеческие свойства.

Он тихий. И голос у него негромкий. Но пусть он хоть 4:0 проигрывает, все равно драться будет, будто только начал и все у него идет нормально. «Проходных» боев для него просто не бывает. Думаю, что еще немного, и он в силе воли Назлымову не уступит. А при этом Бурцев сражается, я бы сказал, интеллигентно, с тонким пониманием психологии противника, творчески. С ним всегда интересно и биться на соревнованиях и тренироваться.

Вот эти три спортсмена и, хотелось бы думать, я вместе с ними – ядро нашей будущей олимпийской команды. Мы, что называется, несем солидарную ответственность за честь советского сабельного фехтования. И, понимая всю меру этой ответственности, готовимся сейчас к предстоящим Играм, не щадя себя.

Современный спорт вообще требует серьезнейшего труда. Мы, кажется, дошли до упора: наращивать количество часов тренировочных занятий уже просто некуда. На сборах день у нас начинается с часовой тренировки-зарядки. Вторая тренировка длится около трех часов и третья, вечерняя, – около двух. Почти все тренировки – специально фехтовальные, и только два-три раза в неделю по два часа отводится на общефизическую подготовку, когда мы занимаемся спортивными играми. Я считаю. что это очень полезно для фехтовальщика, хотя некоторые и эти часы стараются проводить на дорожке.

Готовятся все... И у нас и за рубежом саблисты устремлены к одной цели – олимпийскому пьедесталу почета. Наша команда проверена в сражениях, но это вовсе не значит, что призовые места заведомо будут разделены «между своими». Во многих странах есть очень сильные фехтовальщики. В первую очередь это наши традиционные соперники – венгры. Пал Геревич, Имре Гедевари – спортсмены экстра-класса. Имре только что победил в турнире «Московская сабля». Очень хорошо фехтуют и молодые братья Небальды, тоже входящие в венгерскую сборную. Потом, конечно, итальянцы: кроме Микеле Маффея, вернулся в спорт и снова выступает двукратный чемпион мира Марио-Альдо Монтано. К числу серьезных соперников следует прибавить и Арчидиаконо, который был третьим на чемпионате мира в Буэнос-Айресе. Нельзя не упомянуть и очень способных польских саблистов: молодых Яблонов-кого и Карфанте, старого бойца Яцека Берковского. Никак не сбросишь со счета и румын Иона Попа, Аурела Марина, которые в последние годы буквально наступают на пятки...

Все они, как говорится, точат сейчас клинки на соперников. Некоторые делают это в самом прямом смысле. Только не для того, чтобы они были острыми, а для того, чтобы стали легкими. Что ж, дело хозяйское. Я же люблю саблю потяжелее. Рука привыкла, уверенности больше... Мне даже кажется порою, что я держу тот самый старинный палаш – и биться мне нужно во имя самой высокой цели.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены