Аьсент делает Пиаффе

Виктор Бабкин| опубликовано в номере №817, июнь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Олимпиада не ждала. Наступил день отъезда. Сергей за несколько часов долетел до Рима. Абсента же повезли вначале поездом в Одессу, потом пароходом по Черному и Средиземному морям до итальянского порта Чивита-Веккиа, а оттуда снова поездом в столицу Олимпиады. Филатов боялся, что Абсент плохо перенесет дальнюю дорогу. Но, увидев его в Риме, успокоился: лошадь выглядела отлично.

... С утра солнце палило нещадно. В излюбленном месте отдыха римлян - парке Вилла Боргезе - было достаточно затененных мест. Но конникам приходилось выступать на открытом манеже. К тому же не в легкой спортивной форме, а в тяжелых военных мундирах или во фраках и цилиндрах. Такова традиция...

Словом, было жарко. На трибунах стадиона Пьяцца ди Сиена тысячи знатоков и любителей. Они ждут великолепного зрелища. Лишь 17 всадников из десяти стран осмелились претендовать на титул искуснейшего конника. Зато все они «звезды».

Вот знаменитый Сен-Сир - дважды олимпийский чемпион. Это звание он завоевал в Хельсинки и у себя на родине, в Стокгольме. Вот не менее известный швейцарец Шаммартен. Его соотечественник Фишер. Выдающиеся немецкие конники Некерман и Шпрингер. Американка Гольвин... А чуть поодаль - два советских наездника: молодой Иван Калита и он, Сергей Филатов.

... Почти все сильнейшие показали свое искусство. Сен-Сир получил 1 036 очков, Фишер - 1 052, Некерман - 1 071. Сколько наберет он? Так и не успев назвать вероятную сумму, Филатов направляет Абсента к манежу. Перед тем, как въехать в него, ласково проводит рукой по крутой шее коня, подбадривая его и проверяя, не приготовил ли Абсент какого-нибудь сюрприза. Жеребец не отвечает на ласку: он вежливо сбрасывает с себя руку хозяина, словно говоря, что сейчас не до признаний. И, напрягшись, важно входит на прямоугольное поле.

Въезд в манеж - это уже начало программы. Значит, карандаши судей уже забегали по листкам. Значит, прочь сомнения, вперед, Абсент!

Показ выездки лошади - картина впечатляющая. Выполняя 33 упражнения, лошадь идет шагом, скачет рысью, потом так называемыми прибавленными или укороченными аллюрами, делает пируэты, пассажи... Бросая вызов инстинкту, она вдруг переходит на совершенно неестественный, но изумительный двойной шаг: левой - опять левой, правой - правой... А знаменитое пиаффе! Лошадь стоит на месте и в то же время скачет! И самое восхитительное: даже не замечаешь, как управляет лошадью всадник. Создается впечатление, будто она все делает сама.

И когда, завершая выступления, Абсент опустился на колени и, поборов природную гордость, низко склонил перед судьями голову, шквал восторженных криков и аплодисментов затопил Пьяцца ди Сиена. Филатов получил высшую оценку - 1 074 балла! Абсент его не подвел.

Но это еще не было победой. В отличие от прежних олимпийских правил в Риме был введен новый порядок: пятеро сильнейших, выявившихся в первый день, должны были повторить выступление. И снова Пьяцца ди Сиена. Опять пассажи, пиаффе и пируэты... На этот раз зрелище получилось менее эффектным: сказались усталость, нервное напряжение. И только Филатов на Абсенте вновь заставил восторгаться зрителей. Он набрал всего на 4 балла меньше, чем накануне!

Однако и это не было окончательной победой. Соревнования конников фиксировались на кинопленку. Чтобы до предела снизить необъективность судей, результаты участников объявлялись только после просмотра фильма специальным жюри. С нетерпением ждали спортсмены итогов просмотра. Все волновались. Волновался и Филатов. Но фильм только подтвердил его триумф. Советскому коннику - Сергею Филаву - была единогласно присуждена победа!

Так Сергей победил Абсента. Зато теперь все. С Абсентом покончено! Он, Сергей, еще выступит в Токио. Но не на Абсенте, нет. Эта лошадь и сама устала и его измучила. Неужели снова, целых четыре года, терпеть ее капризы, подлаживаться к ней, ожидая тем не менее самых неожиданных сюрпризов? Нет, Абсента он оставит. У него теперь две новые лошади, и обе замечательные, покладистые - не то, что дерзкий Абсент!

Так думал Филатов, возвращаясь домой, в Москву. Но...

Зайдите в манеж ЦСКА. Абсент по-прежнему там. Две новые лошади Филатова действительно прекрасны. Но, подойдя к ним, Сергей оглядывается на красавца Абсента. А если вы опросите чемпиона: «Что же он думает делать дальше?», - Сергей чуточку смущенно, но честно признается, что в Токио все-таки будет, видимо, выступать на Абсенте.

И его можно понять: старый друг лучше новых двух...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Белинский в Москве

К 150-летию со дня рождения В. Г. Белинского