Самый правильный путь

Евг Долматовский| опубликовано в номере №817, июнь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Итак, дорогие друзья, завершается первый серьезный этап вашей жизни. И, быть может, с остротой, какой эта короткая жизнь еще не знала, встает перед вами сложный и трудный вопрос о выборе, пути, о профессии, о призвании.

Впервые вам необходимо принять решение, от которого в дальнейшем будет зависеть очень многое, необходимо придать своим мечтам верное и реальное направление.

Мечты целого поколения! Да, да, именно поколения. Я не оговорился. Я намеренно назвал десятиклассников поколением. Ведь в нашей стране выпускники ежегодно выходят из школ таким внушительным отрядом, что иначе, как поколением, их, пожалуй, и не назовешь. Сегодня ты, твои сверстники должны решить: каким путем идти дальше по жизни? Для моего поколения, заканчивавшего школы и техникумы в годы первой пятилетки, мечтой были Днепрогэс и Магнитка, Комсомольск-на-Амуре и Кузнецк. И по праву человека, пришедшего на студенческую скамью вечернего вуза из шахты Метростроя, я хочу поздравить сегодня тех выпускников, которые приняли решение пойти после школы на заводы и стройки, в колхозы и совхозы. Я приветствую тех, кто завтра напишет в анкете: образование- 10 классов, специальность - рабочий.

Я знаю, найдутся молодые люди, готовые вступить со мною в спор. Мне уже приходилось слышать их доводы. И самый обидный и несправедливый - утверждение, что время энтузиастов безвозвратно прошло. Теперь, мол, иные времена, более рациональные. Старшие поколения ведь для того и отказывали себе во многом, чтобы нам жилось легче и беззаботней...

Легче - да, а беззаботней - нет, ни в коем случае! И не потому, что для воспитания характера надо создавать искусственные трудности, а потому, что высшим существом человека сделал ТРУД, владыка мира - ТРУД.

Мне приходилось сталкиваться и беседовать со многими молодыми рабочими, имеющими среднее образование. Разные мне встречались люди, но были у них и общие, типические черты. Это прежде всего высокое и гордое чувство собственного достоинства. Студенты могут обиженно возразить: а у нас его нет, что ли? Я не хочу противопоставлять друг другу разные слои нашей молодежи. Это было бы несправедливо и нелепо. И все же ощущение того, что тобой, твоими руками создано, построено, выковано, вспахано, - это ощущение ни с чем не сравнимо! Рабочая гордость оставляет отпечаток на всю жизнь, как бы там ни сложилась твоя дальнейшая дорога.

Нельзя забывать и еще об одном очень важном и характерном для наших дней обстоятельстве. В Советской стране изменилось, приобрело новое, небывалое содержание само понятие «рабочий». Не случайно из лексикона нашей великой стройки исчезло, сошло на нет слово «чернорабочий». Человек, приходящий на производство, в короткий срок приобретает квалификацию.

Но дело не только в этом. Когда в производство входят новые могучие и сложные достижения современной техники, малообразованному человеку все труднее становится работать. Ведь не просто так, не ради прихоти настойчиво учатся в вечерних школах и заочных техникумах те, кому не удалось раньше получить образование. Оно делается естественным и необходимым для рабочего.

Однако давайте, друзья, подумаем и о другом. Можно ли стать, например, отличным инженером, руководителем производства, когда лишь теоретически знаешь, чем занимаются твои подчиненные? Конечно, нет. Путь к генеральским звездам лежит через солдатские погоны - это не только военное, но и жизненное правило.

Перемены, происшедшие и каждодневно происходящие в нашем сельском хозяйстве, настоятельно требуют, чтобы и здесь трудились образованные люди. В тридцатых годах, учась в педагогическом техникуме, я участвовал в работе ликбеза. Что такое ликбез, уже сейчас не все знают, и недалеко то время, когда для объяснения этого словообразования придется копаться в словарях. Нам приходилось обучать грамоте крестьян, так как даже в каких-нибудь ста километрах от Москвы взрослое население оказывалось почти поголовно неграмотным. Как далек*» те времена! Подчас не верится, что столь громадные изменения в жизни и образовании народа могли произойти на твоих глазах. Ведь я помню, как трактор был в диковинку! А ныне колхозник со средним образованием - явление обычное.

Вот уже три года работает в бухарском колхозе Ачил Муминов, окончивший школу с золотой медалью. Он стал знатным кукурузоводом, и по всей стране идет о нем слава. Такие люди - гордость нашей молодежи.

Случай этот не исключительный, а типичный для шестидесятых годов.

На строительстве Нарвской ГРЭС трудится бригада электриков, состоящая целиком из выпускников средней школы. Эта бригада опередила все другие по производительности труда.

У всех на устах сейчас имя первого космонавта Юрия Гагарина. Вселенную завоевал рабочий человек. Ведь прежде чем в глазах Юрия отразился отсвет далеких звезд, они узнали блеск и сияние расплавленной стали.

В юности чрезвычайно важно не упустить время: упустишь - не нагонишь, а жалеть о потерянном будешь всю жизнь. Уже сейчас становится очевидным, что сочетание труда и учения - наиболее правильный путь, дающий самые широкие возможности для развития способностей и талантов, которых так много в нашем народе. Это путь к совершенству, к подвигам и, я не боюсь произнести этого высокого слова, к коммунизму.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены