Артиллеристы

А Поневежский| опубликовано в номере №305, май 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

* * *

Профессия артиллериста, тем более артиллерийского командира, требует фундаментального знания математики, физики, химии, топографии, черчения, связи, географии... Артиллерийский командир - это высокограмотный и культурный, всесторонне образованный человек. Как сказал тов. Ворошилов: «Пожалуй, ни один род оружия не требует от командира и бойца такой дисциплины ума, воли и знаний, как артиллерия».

И если курсанты Шерстюк, Хмельницкий и десятки других успешно справлялись сегодня с задачами по артиллерии, - значит, они отлично знают и высшую математику, и механику, и черчение, значит, они превосходно усвоили прежде всего топографическую науку и тактику не только артиллерии, а и всех родов войск и в первую очередь пехоты и танков.

Вчера курсант Хмельницкий вместе со всем своим отделением занимался в поле. Накануне были подготовлены огневые планшеты, припасены готовальни, хордо - угломеры, целлулоидные круги, буссоль, стереотрубы (оптический прибор, представляющий комбинацию бинокля с перископом), оптические алидады, кипрегели (углоначертательные приборы), бинокли, телефонная аппаратура.

Отделение отправилось на практические занятия по топографии.

Стрелять, в артиллерийском понятии, - это совсем не означает находиться у орудия и производить выстрел. Стреляет не орудийный расчет, а командир батареи, который находится на расстоянии одного - двух, порой и больше километров от батареи. Стрелять, в артиллерийском понятии, - это значит быть на наблюдательном пункте, производить вычисления и командовать батареей.

Батарею обслуживают разведчики, топографы, связисты, метеорологи. Значит, командир батареи должен отлично знать все эти науки, уметь превосходно пользоваться многочисленной и разнообразной аппаратурой, приборами, сочетать в себе и топографа, и связиста, и метеоролога... Артиллерийский командир - это глаза и уши, направляющая рука батареи.

Чем же занималось вчера отделение в поле? Прежде всего отделение называлось дивизионом. Преподаватель отдал приказание: занять район обороны, укрепиться в выгодном участке и отсюда начать действие.

По координатам трех произвольно взятых опорных точек: домику, радиомачте и вешке - «дивизиону» предстояло определить местонахождение огневых позиций, наблюдательных пунктов командиров батарей и дивизиона и бокового наблюдательного пункта. Это первая задача. Решив ее, засечь ориентиры в районе «противника». Это вторая задача...

... С Днепра дует холодный, пронизывающий до костей ветер. Но курсанты словно не чувствуют его. Они увлечены решением задач. Быстро устанавливаются стереотрубы, компас, буссоль. Из папок извлекаются огневые планшеты, целлулоидные круги, готовальни. Смолкают голоса. Курсанты на уроке, на серьезном, ответственном уроке. Картонные папки, положенные на колени, превращены в рабочие столы. Тишина. Изредка сверяется цифра, угол, расстояние.

Проходит час, другой. Пора скорректировать данные. Связисты сообщают их с одного наблюдательного пункта на другой.

Работа продолжается. Интересная работа, требующая солидных знаний, навыков к самостоятельным занятиям, уменья пользоваться оптическими углоначертательными приборами.

Огневые планшеты покрыты густой сетью углов, цифр, линий, испещрены изображениями ориентиров (дом, завод, опушка леса, холмы - надо уметь и рисовать). Уже определяются нужные точки: здесь - огневая позиция, здесь - наблюдательный пункт командира, здесь - ориентиры «противника». А завтра на занятиях по артиллерии прозвучит команда:

- Прицел 72! Трубка 64! Первому взводу - огонь!

И меткий огонь поразит цель.

* * *

14 часов. Звонок. Сигнал трубача. Занятия окончены. Теперь все это огромное здание на несколько минут наполняется говором, шутками, смехом. Курсанты идут в свою столовую, где на покрытых белоснежными скатертями столиках их ждут вкусный борщ, аппетитные котлеты, сладкий кофе...

Курсанты обедают, потом у них будет мертвый час.

После мертвого часа училище снова оживает. В учебных классах, в библиотеке, читальне, кабинетах, в комнатах красиво и уютно обставленного клуба работают десятки политических кружков, проводятся партийные и комсомольские собрания. Курсанты готовятся к завтрашним занятиям, читают художественную литературу, разучивают пьесы.

В богатейшей библиотеке, насчитывающей 90 тысяч томов самой разнообразной литературы, мы застаем курсантов Рябова, Немцовского, Резникова, Щетинина, Билец, Христича, Галича. Комсомолец - агитатор Рябов берет сегодня произведения Ленина и Сталина. Билец, прочитавший за четыре месяца больше тридцати книг, просит «Былое и думы» Герцена, Щетинин требует Стендаля. В абонементной карточке комсомольца Христича можно встретить названия произведений А. Н. Толстого, Мате Залка, Вишневского, «Историю гражданской войны».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лицо америки

Из книги «Изменим мир!»