Значительно возросли роль и мастерство звукорежиссера Валерия Юркевича, а также специалиста по световому оформлению Сергея Чулюкина. В нашем концерте свет не просто сценический эффект, он помогает зрителю правильно понять структуру пьесы, выявляет солистов и отдельные группы инструментов.
Ну а если говорить об инструментальном составе, тоже есть изменения: появились синтезатор и электророяль; фейзеры и фленджеры – устройства, изменяющие качество звучания любого инструмента. То есть спецэффекты, как сейчас принято говорить.
– Алексей, вот вы упомянули о спецэффектах. В письмах, приходящих в редакцию, это настолько частый вопрос, что нет смысла и цитировать всех наших корреспондентов. Может быть, вы как профессионал выскажете свое мнение о перспективах использования спецэффектов в музыке?
– Сначала о синтезаторе. Многие ошибочно считают, что это какое-то электронное приспособление, чуть ли не автомат-аранжировщик. Синтезатор – такой же инструмент, как рояль или кларнет. Он не убивает человеческих возможностей, а, наоборот, позволяет выразить их более полно, но в том диапазоне звуков, который без электроники недоступен. На синтезаторе можно добиться такого звучания, которое приближается к человеческому голосу, – обычному инструменту это не по плечу. Поэтому мы используем синтезатор не как машину, позволяющую создать всякие там эффекты, не для пустого трюкачества – с его помощью мы показываем уникальные возможности музыки в воспроизведении человеческих эмоций.
То же касается и различных спецэффектов, фейзеров и фленджеров, скажем. Они помогают сделать звук любого инструмента богаче, объемнее или преобразить его в совершенно новый, необычный звук.
Короче говоря, если спецэффект не выпячивать, не делать самоцелью, он только во благо исполнителю и слушателю. Тогда он еще больше одушевляет звук.
В заключение нашей беседы мне искренне, со всей теплотой хотелось бы поблагодарить тех, кто прислал в редакцию «Смены» письма с вопросами о нашем ансамбле, за внимание и, главное, за интерес к той музыке, которую мы исполняем, над которой работаем постоянно. Потому что выдвинуть идею и даже реализовать ее – этого еще мало. Надо постоянно совершенствовать эту идею, надо работать, чтобы она полнее, глубже реализовалась не только в нас, ее авторах, но и в слушателях. В тех, для кого мы играем. В тех, с кем мы ведем музыкальный диалог.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.