«Арсенал» – значит мастерская

Алексей Козлов| опубликовано в номере №1268, март 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

В первом выпуске Клуба мы предложили читателям задавать вопросы певцам, композиторам, музыкантам, с тем чтобы интервью с ними вел не корреспондент нашего журнала, а коллективный корреспондент – читатель «Смены». Этим и объясняется появление нашей новой рубрики. «С большим вниманием следим за выступлениями ансамбля «Арсенал». Хотелось бы подробнее узнать о нем» – такой общий вопрос задают в своих письмах М. Арцеулов из Киева, С. Попкова из Якутии, Г. Пронин из Читы, В. Яковлев из Ленинграда и многие другие.

Наш корреспондент Андрей Комаров встретился с художественным руководителем ансамбля Алексеем Козловым, попросил ответить на вопросы читателей. И, естественно, первым стал вопрос о биографии «Арсенала».

– У нашего ансамбля две даты рождения: 1973 год, Москва, и 1976-й, Калининград. Несмотря на то, что все мы москвичи, на нашей визитной карточке, уже не символической, а настоящей, написан следующий текст: «Ансамбль «Арсенал» Калининградской областной филармонии». Этот несколько странный «анкетный» факт нашей биографии объяснит история возникновения ансамбля.

Во Дворце культуры Москворечья, что на Каширском шоссе, уже давно существует экспериментальная. студия джазовой музыки. В начале семидесятых годов я там преподавал, вел гармонию, теорию и историю джаза. И вот в это время мне пришла мысль создать ансамбль, сочетающий джаз, рок,

фольклор. Я задумался над новым типом инструментального ансамбля. В свободные от занятий дни, в тех же самых классах вечерами собирались уже не любители – слушатели студии, а профессиональные музыканты, в основном учащиеся Гнесинского института и студенты Московской консерватории. Репетировали, репетировали и еще раз репетировали... Глохли от шума, так как в небольшой, не более двенадцати квадратных метров, комнате помещался весь ансамбль – четырнадцать человек! – и полный комплект аппаратуры, не говоря об ударной установке.

Первая наша программа носила учебно-тренировочный, если так можно сказать, характер. Сначала важно было просто «сыграться», используя тот материал, который был хорошо известен и любим. Не забывайте, что в то время «арсенальцам» было по 20 – 22 года, никто из них не имел опыта профессиональной работы и знаний в области джаза. Поэтому мне пришлось повременить с экспериментами, а первую программу составить из переаранжированных известных джазовых пьес, близких по ритму и гармонической структуре к тогдашней рок-музыке.

На одном из отчетных вечеров в студии в декабре 1973 года мы вышли на сцену со своей первой программой, и, увы, нас приняли за одну из входивших тогда в моду рок-групп. Даже стали поговаривать, что Козлов отошел от джаза. После этого мы долгое время на публике не выступали, работали над более сложными пьесами, искали новые формы.

Однажды на репетицию пришел незнакомый человек, мы сразу обратили на него внимание: публика, присутствовавшая на репетициях, была нам привычна, прямо-таки старые знакомые – поэтому мы его сразу и заметили. Прослушал он нашу игру, подошел к нам, сказал, что очень она ему понравилась, ну и, естественно, представился: директор Калининградской филармонии Андрей Александрович Макаров. И пригласил попробоваться в филармонии. Мы были буквально огорошены, не поверили. Но через некоторое время получили официальный вызов, с хорошей оценкой прошли приемную комиссию. Вот такая история.

С этого момента и началась наша биография уже не любительского, а профессионального ансамбля. И если бы нам предложили ее написать, в ней оказались бы строки естественные, наверное, для каждого творческого коллектива: напряженная работа над новыми программами, ответственные просмотры, удачные и неудачные концерты, представительная география гастрольных поездок. Были бы и строки об успехах: дважды мы стали лауреатами Всесоюзных фестивалей – в Москве и Тбилиси, участвовали в международных джазовых фестивалях в Польше и Венгрии; участвовали в декадах мастеров искусств: в Литве, в Киеве, посвященной 325-летию воссоединения Украины с Россией. Вроде и не принято говорить об успехах, нескромно, но ведь для нас это важно, это – признание правильности нашей идеи, того, что мы на верном пути.

«Почему ансамбль под руководством Алексея Козлова носит именно такое название – «Арсенал»?» (С. Смольков, Москва).

– Название «Арсенал» родилось сразу же. Значение этого слова в словаре – большой выбор средств. Оно в полной мере соответствовало нашей главной идее – не ограничиваться рамками какого-либо джазового направления. Во-вторых, по-арабски это слово означает мастерская. Что тоже соответствовало нашей сути: мы вели постоянный поиск – поначалу ансамбль и был мастерской. И, наконец, слово это однокоренное с древнегреческим «аре» – искусство. Тут уж. думаю, пояснений не нужно.

«Заметил, что на разных афишах «Арсенал» классифицируют по-разному: то ансамбль джаз-рока, то джаз-ансамбль, то просто инструментальный ансамбль. В некоторых статьях о нем говорится, что он играет в стиле «фьюжн», в некоторых – что в стиле фольк-рока и т. д. Что же все-таки соответствует истине?» (А.Акопов, Ереван).

– Сталкиваюсь с таким вопросом не впервые. И, откровенно говоря, для нас проблема терминологии – названия той музыки, которую мы играем, – вдруг стала важной. Постоянно подходят заинтересованные зрители, друзья, критики и спрашивают: а что это такое – джаз-рок, фьюжн? И мы все чаще и чаще сами начинаем задумываться над этим. Нас даже утомила эта проблема.

Мы сейчас живем в такое время, когда действительно происходит удивительный процесс, более активный по сравнению с предыдущей историей музыки, – процесс смешивания и сплавления разных музыкальных направлений, жанров. Теоретики все время пытаются как-то называть это: появляются термины неофьюжн, рок-джаз, пост-фьюжн, классик-рок, рок-опера... Страшное количество вот таких слов.

Мне бы хотелось подчеркнуть, заявить громко со страниц журнала, что для нас сейчас проблема названия отпала. Она нам не нужна. Мне кажется, что и для слушателя тоже. Хотя для многих слушателей, особенно со снобистским уклоном, очень важно знать, как это называется, – только тогда он будет этим интересоваться. Я знаю много таких людей. Они пытаются найти полочку, куда положить свой интерес. А мне кажется, что и музыкантам и слушателям не нужно особенно над этим задумываться – нужно стараться понимать смысл музыки. Поскольку эстрадная музыка сейчас состоит из самых разных лоскутков, частей, надо просто ее слушать и не пытаться относить ее туда или сюда. Тем более что очень трудно смешиваются, например, джаз традиционный с современным электронным искусством, с рок-музыкой, с фольклором, с симфоническим камерным авангардом... И наша задача – достичь естественности, искренности во время исполнения, чтобы смешение было натурально, без притянутости за уши друг к другу. Чтобы была не смесь, а именно сплав. Как известно, сплав отличается от смеси наличием каких-то новых качеств по отношению к составляющим компонентам; смешать можно что угодно, но сплавить – не все и не всегда.

Часто так бывает: когда мы любуемся некоторыми фокусами, берем какую-нибудь форму, взятую из симфонической музыки, соединяем ее с джазом или другими элементами – получается искусственный продукт. Иногда даже неплохой, но он вызывает скорее восхищение ума и несколько предвзятое расположение. Ах, как здорово это сделано! Но он, этот музыкальный опус, не вызывает, не затрагивает чувства ни у слушателей, ни у нас, музыкантов. И мы такие пьесы снимаем с репертуара. Наша задача – перейти к исполнению искренних пьес, более простых в смысле общей задачи: не конструировать ничего искусственного.

«К сожалению, ансамбль «Арсенал» слышал только по радио, на концертах бывать не пришлось. Знаю от тех, кто был, что на каждом концерте музыканты как-то по-особому контактируют с залом, стараются ввести непосвященных в проблемы современной джазовой музыки. Хотелось бы узнать подробнее о том. как это происходит» (М. Кар дин, Ташкент).

– Действительно, слушатели, контакт с ними – первейшая наша забота. Не в том смысле, что мы считаем свою миссию просветительской, – это уж больно громко. Нет, все гораздо проще: мы гастролируем по всей стране, чаще всего имеем дело с публикой, не подготовленной к восприятию современной инструментальной музыки. И, конечно, смешно да и невозможно перед каждым выступлением читать лекции. Мы стараемся так играть, так импровизировать, чтобы заинтересовать, увлечь, – это, по нашему убеждению, начало глубокого интереса. Если же он на наших глазах затухает, то порой приходится прямо на ходу менять программу. Нередко между пьесами мне приходится делать некоторые пояснения по поводу исполняемой музыки, иногда как бы «напоминая» слушателям о тех вещах, которые на самом деле известны только специалистам . Для нас важно в течение малого концертного времени увидеть, какая музыка тронула зал. Ведь к нам на концерты приходят и подростки и люди среднего возраста. И вот наша сверхзадача – объединить эту аудиторию на основе восприятия ею исполняемой нами музыки. Одно из важнейших условий для достижения этого – никогда не ставить себя выше публики, не относиться с пренебрежением к вялым слушателям, не реагировать остро на злопыхателей, стараться заинтересовать нейтральную часть аудитории. Признаюсь, что до определенного времени я ориентировался на «знатоков», то есть на концерте настраивался на идеального слушателя, а реакцию остальных воспринимал как что-то неизбежное. Но опыт гастролей, общение с разными людьми, приходящими на наши концерты, убедили меня в том, что современные «знатоки» коллекционируют пластинки или записи какого-нибудь одного направления, глубоко знают его – это их и отличает. Отличает в том смысле, что такие специалисты начинают нетерпимо относиться к другим направлениям, особенно новым, подводя под свое отношение «теоретическую» базу. Знаток же широкого профиля пока что большая редкость. Поэтому нам сейчас стали гораздо ближе слушатели неискушенные и не тронутые влиянием музыкального снобизма.

«Давно слежу за выступлениями ансамбля «Арсенал». В афишах прежних лет фигурировали фамилии вокалистов, теперь же вижу, что ансамбль только инструментальный. Значит, за время существования ансамбля происходили какие-то изменения. Хотелось бы узнать о сегодняшнем составе ансамбля» (В. Чибисов, Калининград).

– Да, сначала у нас были три вокалиста. И не то чтобы они, как говорят, не прижились: просто чем ближе мы подходили к воплощению своей идеи – импровизировать на основе сплава многих стилей, – чем больше мы обращались именно к джазу, тем яснее нам становилось, что «Арсенал» не должен быть вокально-инструментальным ансамблем. В целом состав ансамбля остался почти тем же, что и вначале. «Ветераны» – пианист Вячеслав Горский, гитарист Виталий Розенберг и группа духовых инструментов: Анатолий Сизонов, Евгений Пан и Вадим Ахметгареев. А вот четвертый их товарищ ушел от нас на «пышные хлеба», как говорят, а попросту – в ресторанный оркестр. Ритм-группа в начале профессиональной работы сменилась: на ударных сейчас играет Станислав Коростелев, а на бас-гитаре Анатолий Куликов. На дополнительных и народных ударных инструментах играет Валерий Демин.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены