Но есть в Середе иные люди.
Я сидел у следователя середского нарсуда, а напротив меня сидел юноша, чью жизнь попытались было заглушить темные силы, иные люди» Середы.
Бэйрах размашистым нервным движением сдвинул на затылок кожаную финку и заговорил, перебивая себя и торопясь, точно я мог его бросить и не дослушать:
- Я же старался изо всех сил! Бывало что-нибудь принести, обегать, сделать. Разве я что-нибудь... На родине у нас тоже много евреев и русских много тоже, но никогда ничего не слыхал там. За человека считали, я приду, плачу, брату Зяме скажу: «Измучили они меня, Зяма!» А брат говорит - «Ничего, терпи. Кончишь, выучишься, уедем». Я все терпел. Я бы так никому и не сказал, если бы сами не узнали. Очень обидно показалось, говорят - сахар украл! Чтобы я сахар, у своего брата-рабочего?!
- За что же они вас, как вы думаете? - осторожно спрашиваю я. Бэйрах ОДНУ СЕКУНДУ думает, четверть секунды улыбается четверть смущается, вскидывает шапку еще больше на затылок и говорит:
Противные лица.
- Разве я знаю? Я же ж не знаю! Может быть, им мое лицо противное было?
Я тщетно пытался потом припомнить, где это я слышал о «противных лицах» и наконец, вспомнил: на законопроекте о новых ограничениях права жительства евреев в Сибири, последний русский монарх Николай II собственноручно начертал: Евреи, покидающие черту оседлости, ежегодно наполняют целые местности Сибири своими противными лицами. Это невыносимое положение должно измениться»...
Много бы дал доктор Дубровин, организатор и председатель союза русского народа, за таких молодцов-погромщиков, которые обнаружились в мучителях и истязателях ученика Бэйраха.
Эти громилы принесли на советскую фабрику тяжелый дух царской мастеровщины.
Коммунист Мельников в присутствии рабочих цинично и прямо заявил - «Я бы первый пошел стрелять жидовское племя».
А в ожидании такой счастливой возможности Мельников, Смирнов, Вороний и др. проявляли свои черносотенные силы в одиноком, раздавленном, терроризированном беззащитном Бэйрахе.
Шумная и безобразная деятельность середских погромщиков кончилась некрасиво и тускло.
Сидя в Середском доме заключения, они, наверное, с грустью осмыслили свое положение паршивых овец в пролетарской семье.
Середа забилась в сосновые дебри. Отойди на десяток верст, и пойдут леса непролазные, дикие, спутанные. В Середе три месяца тому назад, с милостивого разрешения градоправителя («трудны и многосложны обязанности градоправителя» говаривал городничий у Гоголя) - так вот, с разрешения градоправителя - начальника местной милиции, бородатые люди в синих поддевках ходили по домам и фабрикам и переписывали православных христиан.
Придут и объявляют - «А ну, кто здесь православные христиане, подходи регистрироваться.
Иноверцы и прочие пусть у «всесоюзной переписи», а наши православные пусть уж по-христиански».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.