Иногда вымышленные герои «оживают». Однажды ко мне в больничную палату вошел пожилой человек крепкого телосложения, с крупными чертами лица и с поврежденным ухом. Он сказал, что прочитал моих «Трех Иванов», и в одном из героев узнал себя, и хочет спросить, где его товарищи. Суть повести такова: трое военнопленных бегут из колонны, прячутся в овраге, но их находят немецкие мальчишки и расстреливают. Зарывают трупы наши девчата, угнанные еще раньше в Германию в рабство. Одна из них, тогда девчонка, теперь уже бабушка, и рассказала мне тот случай, что произошел в конце войны в Восточной Пруссии. Я написал повесть, придумав каждому из военнопленных биографию. И вот пришел ко мне человек: и одноухий он, и четыре года терпел муки в концлагерях, и тоже бежал с двумя товарищами, был пойман, но, к счастью, не казнен. В повести же, как бывало и в действительности, немецкие мальчишки, одурманенные нацистским духом, расстреляли пленных.
Позднее я узнал и о других таких же случаях и понял, что в войну их было немало. Так в повести сфокусировались события, происходившие в разных местах. Но как совпала выдуманная мною биография безымянного и расстрелянного военнопленного с биографией живущего (надеюсь!) и поныне человека!
Так порою события, вроде бы сочиненные, герои, вроде бы придуманные, приобретают плоть и имя. Я сочиняю, но вдруг оказывается, что все это было в жизни с кем-то, где-то, когда-то. Видимо, как ни фантазируй, но жизнь не перефантазировать. И меня всегда это поражает и в то же время придает и силы и уверенность в работе.
Принципиально новой в творчестве Анатолия Соболева представляется книга «Якорей не бросать», над которой писатель работает сейчас. Она посвящена современности, задумывалась как книга о рыбаках. В соответствии со своим писательским кредо – писать только о том, что хорошо знаешь, что сам испытал и перечувствовал, Соболев на полгода ушел в рейс на рыболовецком траулере. И не корреспондентом – созерцателем морской жизни, а матросом, занятым вахтами, подвахтами, шкеркой рыбы, погрузкой, разгрузкой, уборкой помещений, то есть той работой, которой занят матрос на траулере. По возвращении из рейса начал он писать художественно-публицистическую книгу.
На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было заменено, что «есть немало крупных проблем, которые касаются всех стран мира, значение которых все возраСтаст. Например, сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресурсов Мирового океана». Ученые уже давно бьют тревогу по поводу загрязнения океана, но надо и художественными средствами воздействовать на сознание людей, чтобы привлечь внимание к проблеме Мирового океана, которая состоит в том, что из-за неосмотрительности человека, загрязняющего океан ядерными отходами, разлитой нефтью, химикатами, жизнь в океане может погибнуть, а это пагубно отразится на суше. Вот эту-то драму океана Соболев и показывает в своем новом романе. Оставаясь верным морской теме, Анатолий Соболев находится сейчас на новом этапе своего творчества – в поиске новых форм изображения современных проблем нашей жизни.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.