В то время, когда проходила эта встреча с читателями-полиграфистами, в брошюровочном цехе комбината бежала по транспортеру темно-розовая лента неразрезанной обложки новой книги романа «Годы без войны». Это было похоже на чудо: обложка ныряла куда-то в глубь машины, и оттуда появлялась уже готовая книжка «Роман-газеты». Что такое полуторамиллионный тираж, наглядно было выражено здесь: цвет обложки осветил все вокруг, казалось, заря вспыхнула в цехе. А на обложке — портрет: молодое лицо, решительный, вдаль обращенный взгляд, словно ветром отброшенная назад копна волос. Видно было, как работницы брошюровочного цеха сравнивают «оригинал» с портретом, потом одна из них на читательской конференции спросила, какую он ставит перед собой, когда пишет роман, самую главную задачу? Анатолий Ананьев ответил так:
— Читаешь хорошую книгу и, даже если в ней о чем-нибудь горьком, трудном, все равно она за жизнь и жить хочется. А вот читаешь другое произведение — и герой положительный, и мускулы у него крепкие, и вроде за что-то правильное борется, а жить с ним рядом не хочется. Так вот, свою главную задачу я вижу в том, чтобы, прочитав роман, человеку хотелось жить в нашем времени, обществе, чтобы прибавилось в нем сил и уверенности в завтрашнем дне и вообще, чтобы читатель почувствовал: не один он борется за лучшее, с ним люди, народ.
Такая задача нашла свое воплощение и в новом произведении писателя, «Годы, без войны». Оно в широком смысле новое в творчестве Анатолия Ананьева не только по своей теме, но и по объему, охвату жизненного материала. Однажды Ананьев написал своему однополчанину, как он стал писателем. Вернулся с войны двадцатилетним. Израненный, контуженый. «Работал в деревне, потом на заводе, учился в вечерней школе. Но то потрясение, которое было пережито, та боль, которая жила в душе, очевидно, и позвали к перу». И вот эта боль, вызвавшая к жизни такие замечательные произведения, как «Малый заслон», «Танки идут ромбом», «Версты любви», «Межа» и другие, не утихла со временем. Тревога за судьбы людей, их жизнь, настоящая и будущая, словно подвела писателя к созданию нового крупномасштабного произведения, каким явился роман «Годы без войны».
Книги Анатолия Ананьева надо читать не спеша и вдумчиво. И тогда они одарят такой щедрой жизненной добротой, такой мудростью, которые, как хлеб, как вода и воздух, нужны человеку, особенно в молодости. Не беда, что молодые живут в уверенности. что постигли все тайны жизни, все-таки им очень нужны отцы-товарищи, друзья-учителя, а таковыми бывают авторы умных и талантливых книг о нашей сегодняшней жизни. Я не возьмусь пересказывать произведения Анатолия Ананьева, невозможно пересказать жизнь, ее повороты и водовороты, бурные и плавные течения, но вот о героях, как о близких, интересных, таких непростых людях, я могла бы рассказывать бесконечно. И еще я знаю, что, познакомившись с ними, не просто что-то новое узнаешь, а становишься немножко отважней и сильней. Жаль, если кто-то усомнится: нельзя, мол, так утилитарно толковать художественное воздействие. А почему, собственно, нельзя? Можно. Иначе зачем вообще это воздействие, если оно неспособно сделать человека сильней?
Сам писатель о своих героях говорит так: «Хочешь, чтобы все у них было хорошо, как родным детям. желаешь счастья, а они не очень-то слушаются, не поддаются авторской воле, идут своей дорогой. Так хотел, чтобы утихомирилась, обрела покой Галина в «Годах без войны», но где там, поехала в Тюмень и опять за свое». Но это совсем не значит, что герои сами «пишут» себя, ведут за собой автора, их «своеволие» говорит лишь о большом мастерстве писателя, о его умении следовать логике их характеров. И примером жизни каждого из своих героев автор доказывает: каким бы во все времена ни представлялось человечеству счастье — личное, общественное сосредоточенное в материальных ценностях, — никуда не уйдешь от того, что подлинно счастливые люди — это прежде всего идейные люди.
Анатолий Ананьев — писатель четкой идейной позиции. Его герои помогают жить, с ними можно отправляться в самый дальний путь. Они не захнычут в дороге, не предадут. А в суровый, роковой час они смело пойдут в бой. Не умирать, а чтобы жить вечно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Однажды Хромов стал свидетелем события небывалого: на перемене две девушки азартно спорили между собой
Надо обсудить
или Как фальсификация культурных и нравственных ценностей используется в грязной политической игре